Время новостей
25 августа 2006, 12:04
Налет на демократию
Евросоюз намерен рассмотреть возможность введения системы сбора и передачи подробных личных данных об авиапассажирах, совершающих полеты в Европу или в обратном направлении
Для создания такой системы в ведомстве г-н Фраттини целесообразным считают изучение опыта США. С конкретными предложениями еврокомиссар предполагает выступить уже предстоящей осенью. Однако вчера его пресс-секретарь подтвердил, что соответствующие переговоры как на уровне министров внутренних дел стран Евросоюза, так и с ведомствами, осуществляющими надзор за использованием личных данных граждан, уже ведутся.
Согласно планам Франко Фраттини, в будущем должны накапливаться и анализироваться личные данные авиапассажиров на всех международных рейсах во всех аэропортах ЕС. Исключением не станут и пассажиры-транзитники, осуществляющие пересадку с одного самолета на другой. Но и это не все. "Если окажется целесообразным, то эту практику мы сможем распространить и на внутриевропейские полеты", - пояснил представитель еврокомиссара. Правда, при этом г-н Фраттини все-таки пообещал не собирать, как он выразился, "чувствительных сведений" о гражданах.
Таким образом, вполне реальным может оказаться очередной шаг европейцев к ужесточению системы скрытого наблюдения за гражданами. Однако пресс-секретарь еврокомиссара подчеркивает: "Господин Фраттини позаботится, кроме того, о создании надежной правовой основы для своих предложений".
Франко Фраттини предлагает ввести внутри Европы практику контроля личных данных пассажиров, которая до начала октября существует при полетах из стран ЕС в США. Американские власти требуют передачи им не позднее 15 минут до вылета воздушного судна данных, включающих десятки позиций - номера телефонов пассажиров, их кредитных карточек, адреса последнего места жительства и т.п. Договор об этом был подписан с американцами еще в 2004 году, и авиакомпании вынуждены следовать этим требованиям из-за океана. В противном случае власти США без разговоров отзовут необходимые лицензии на посадки их самолетов в американских аэропортах.
Как оказалось, этот договор о передаче личных данных пассажиров самолетов европейских авиакомпаний как раз и не имел той самой "надежной правовой основы". В конце мая нынешнего года подобную практику, как, впрочем, и сам договор с американцами, незаконной признала Европейская судебная палата. К октябрю договор будет расторгнут. Но, как теперь стало известно, вместо него будет действовать новое - модифицированное - соглашение с американцами. В требованиях США предоставлять сведения в рамках так называемого PNR - Passenger Name Records - не изменилось ровным счетом ничего. Только теперь почти такой же набор личных данных авиапассажиров, если планам еврокомиссара Франко Фраттини суждено стать реальностью, возможно, будет фиксироваться и властями стран ЕС.
"В настоящее время данные в рамках информаций PNR направляются американской стороне из Европы по 34-36 позициям, - сказал "Времени новостей" генеральный секретарь Совета представителей авиакомпаний в Германии (BARIG) Мартин Гебгес. (Эта организация cо штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне представляет и поддерживает интересы свыше 100 пассажирских и грузовых авиалиний, осуществляющих коммерческую деятельность в Германии; в нее входит и российский "Аэрофлот" - Ред.). - Правовая база для этого отсутствует, и никакого нового развития в этом направлении пока не видно. Это не может не вызывать у нас, авиаперевозчиков, определенной тревоги. Ведь никому из нас не известно, кому направляется такой внушительный набор сведений о наших пассажирах, где и как долго он хранится в памяти компьютеров. Мы не знаем также, какие инстанции в США располагают к нему доступом и с какими целями".
И это лишь один аспект скрытой слежки за пассажирами, вызывающий тревогу у г-на Гебгеса. Существует и еще одно существенное обстоятельство: рост стоимости перевозки каждого пассажира. "Длительное время дискутируется вопрос о том, кто должен нести расходы в связи с усложнением и ужесточением системы охвата личных данных пассажиров, - отметил собеседник газеты. - Ведь в связи с этим в среднем время на регистрацию каждого пассажира увеличивается на две-три минуты. Перед пассажирами, явно недовольными таким сервисом, мы чувствуем себя достаточно неуютно". Глава BARIG убежден, что при всей внешней "зрелищности" подобных мер они в целом не решают проблемы угрозы терроризма. "Стопроцентной безопасности в нашем деле быть не может, иначе пришлось бы все самолеты оставить на земле, - говорит г-н Гебгес. - А начинать борьбу с терроризмом надо на земле, а не тогда, когда бандиты уже в воздухе".
С этим трудно не согласиться. Пока же террористам удалось настолько "затерроризировать" цивилизованный мир, что в борьбе с этим злом он готов отойти от базового постулата демократии - неприкосновенности и конфиденциальности частной жизни....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 27, 2024
Аэрофлот совместно с Народным фронтом организовали отправку новогодних подарков в приграничные районы
Декабрь 27, 2024
Аэрофлот обновляет меню в классе Бизнес
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации