О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Следствие вышло из штопора

В Донецке завершила работу комиссия по расследованию обстоятельств крушения Ту-154М. Большинство экспертов склоняется к виновности экипажа

Вчера в Донецке завершила свою работу межгосударственная комиссия по расследованию обстоятельств крушения Ту-154М компании "Пулковские авиалинии" 22 августа и оказанию помощи семьям погибших. К единому выводу о причинах катастрофы следствие пока не пришло, но большинство экспертов склоняется к виновности экипажа.

Вчера в районе села Сухая Балка, где 22 августа разбился российский самолет Ту-154М, уже ничто не напоминало о произошедшей авиакатастрофе. Накануне грузовики вывезли оставшиеся фрагменты разбившегося лайнера, а бульдозеры разровняли место трагедии. О ней теперь напоминает лишь клинообразный участок выгоревшей земли, сильный запах керосина и стоящий поодаль от места падения самолета поклонный крест.

Корреспонденту Ъ удалось поговорить с некоторыми сотрудниками МЧС Украины и российского отряда спасателей "Центроспас". Они рассказали, что, судя по обнаруженным телам, пассажиры самолета понимали, что их ожидает, и каждый из них по-своему встретил неминуемую смерть. Так, на месте падения нашли тела мужчины, женщины и ребенка, которые в последние минуты своей жизни, обнявшись, тесно прижались друг к другу. Одного из пассажиров обнаружили сжимающим в обгоревших руках почти до дна выпитую им бутылку виски.

После аварии в ночь с 22 на 23 августа в аэропорт Донецка прибыли представители государственных комиссий по расследованию причин аварии Украины и Российской Федерации. Их возглавили министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Специальным бортом в Донецк была доставлена группа российских спасателей. В этот же день, 23 августа, были найдены бортовые самописцы. "Черные ящики" были немедленно отправлены в Москву - в техническую комиссию Межгосударственного авиационного комитета. По решению межгосударственной российско-украинской комиссии сейчас обломки самолета свозят на специальную площадку, выделенную в аэропорту Донецка, где их осматривают эксперты.

На данный момент на спецплощадку уже отправлены все три двигателя самолета. Участники расследования говорят, что собираются проверить информацию о том, что один из этих двигателей, расположенный в хвостовой части самолета, мог заглохнуть во время аварийной ситуации, в которую попал Ту-154М. При этом в госкомиссии воздерживаются от подробных комментариев происшедшего, ссылаясь на то, что еще не получили данных от технических экспертов Межгосударственного авиакомитета.

Пока известно лишь, что, вылетев из Анапы, экипаж Ту-154М получил несколько метеосводок, из которых следовало, что на его пути - мощный грозовой фронт. Еще находясь в воздушном пространстве России, командир самолета Иван Корогодин запросил коридор на обход фронта и получил на это добро от российской и украинской сторон. Другие самолеты, следовавшие тем же маршрутом, обходили грозу за 100-150 километров, лайнер же "Пулково" отклонился от прежнего коридора всего километров на 20. На это дала согласие украинская сторона. Вчера гендиректор "Украэроруха" Юрий Чередниченко заявил, что украинские диспетчеры никак не ограничивали в маневрах и высоте экипаж самолета и вины украинцев в катастрофе нет. По мнению господина Чередниченко, причиной катастрофы могли стать срыв потока, падение мощности двигателя или же действия экипажа.

Как рассказал Ъ источник, близкий к расследованию, сместившись в коридор, предоставленный украинской стороной, экипаж Ту-154M обнаружил, что облететь грозовой фронт по нему невозможно. У командира Корогодина был выбор: продолжать смещаться на восток, нарушая границу коридора, или разворачиваться обратно в Анапу. Однако он этого не сделал. Может быть, на его выбор "идти на грозу" повлияло то обстоятельство, что в "Пулково", как и в других авиакомпаниях, приветствуется и, как говорят, материально стимулируется экономия экипажем топлива. Возможно, он обнаружил во фронте просвет, через который мог проскочить самолет. Однако, начав подъем к просвету, Ту-154М попал в сильную турбулентность. Об этом свидетельствует и расшифровка речевого самописца.

- Пулково 612. Разрешите набор 390,- запросил пилот Корогодин диспетчера регионального структурного подразделения "Украэрорух".

- Набирайте 390,- ответили ему.

Еще через пару минут пилот запросил новый эшелон и доложил о сильной болтанке. Потом, уже срывающимся голосом, прокричал: "Все, конец!"

В этот момент самолет находился на высоте примерно 11700 метров. Однако затем мощный восходящий поток буквально забросил его на предельную для Ту-154М высоту - 12400. Очевидно, там и произошел, как говорят специалисты, срыв машины в плоский штопор. Связано это могло быть с несколькими обстоятельствами, в том числе с тем, что при довольно большой для такой высоты температуре - минус 38 (обычно минус 50-55) - падает сила тяги двигателей самолета. При этом положение "Ту", набиравшего высоту, могло оказаться таким, что второй двигатель "был затенен фюзеляжем самолета". Приток воздуха в него сократился, и двигатель выключился. Два работавших двигателя уже не могли вытянуть самолет. Его скорость упала с 850 км/ч до 450-400 км/ч. Несмотря на падение, в котором экипаж и его пассажиры испытывали чудовищные перегрузки, командир Корогодин пытался несколько раз выйти на связь, видимо, чтобы доложить о причинах аварии, но смог передать только сигналы SOS. Последний - уже на высоте около 3 тыс. метров, когда неуправляемый самолет брюхом шел к земле. При ударе о почву самолет взорвался не сразу. Тонны керосина, остававшегося в его баках, буквально вспенило и выбросило из разбитых баков в виде аэрозоля. Через пару секунд керосиновое облако опустилось на горящие обломки, и произошел объемный взрыв.

Таким образом, вина экипажа разбившегося самолета представляется очевидной, однако в генпрокуратуре России говорят, что делать выводы рано, следствие их, во всяком случае, еще не сделало, оно пока даже не пришло к единой версии катастрофы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка