О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Война в полете

Генпрокуратура России совместно в Минтрансом РФ провела проверки соблюдения мер безопасности на воздушном транспорте. Выявлено, что на отечественных самолетах используется контрафактное оборудование

Отечественные самолеты падают все чаще. Этот тезис пытаются оспорить многочисленные окологосударственные эксперты - мол, это не аварий стало больше, а просто информация о трагедиях стала общедоступной. Впрочем, статистика - вещь жестокая: страны СНГ в первом полугодии 2006 года заняли первое место среди регионов мира по количеству жертв, обогнав по этому показателю казавшуюся вечным лидером Африку.

Ответ властей на последние трагедии вполне в духе времени - показательные проверки с предъявлением виновных. Главным врагом названы контрафактные авиакомпоненты, используемые при ремонте техники. Остается только надеяться, что госорганы вопреки традиции не ограничатся показательными выступлениями, а попытаются довести дело до конца. Ведь использование контрафакта - действительно острая и значимая для России проблема, возникшая далеко не вчера. По самым скромным подсчетам, доля контрафактных изделий на рынке комплектующих авиационной техники в среднем составляет 7-10%.

Некоторые аналитики, услышав о переходе авиационной отрасли под крыло министра обороны Сергея Иванова, со знанием дела отмечали: "Ну, сейчас начнется активная демонстрация работы - показательные проверки и так далее". Впрочем, вряд ли кто-то из них возразит против выбора сегмента для проверок - контрафакт действительно может быть одной из главных причин участившихся трагедий. Куда важнее вопрос, не закончится ли эта PR-компания раньше времени, не принеся по-настоящему конструктивных результатов.

Генеральная прокуратура России, совместно в Минтрансом РФ проводящая проверку соблюдения мер безопасности на воздушном транспорте, уже делится очень правильными выводами. Вот вердикт ревизоров, обнародованный вчера: на отечественных самолетах широко используется контрафактное оборудование, представляющее непосредственную угрозу жизни и здоровью пассажиров. Пусть любой эксперт мог сказать эти слова и много лет назад - хорошо, что на высоком государственном уровне об этом заговорили хотя бы сейчас.

Прокуратура отрапортовала и о первых результатах широкомасштабной ревизии. 22 августа на складе, расположенном на территории ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (ГосНИИГА), обнаружены и изъяты контрафактные запчасти к самолетам, а также большое количество поддельных печатей и штампы авиаремонтных заводов, находящихся на территории России и Белоруссии. По предварительным данным, склад числился за арендатором - ЗАО "СБ-120 Шереметьево". 31 августа сотрудники ЛУВД аэропорта Шереметьево возбудили уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении инженера ЗАО "СБ-120 Шереметьево" Гамаюнова. По данным следствия, он пытался реализовать авиационные приборы с истекшими сроками эксплуатации. В технические паспорта блоков инженер вносил заведомо ложные сведения об их доработке. У задержанного изъяты 40 печатей и штампов заводов-изготовителей, представительств заказчика, отделов технического контроля. Скорее всего, в ближайшее время в уголовном деле появится еще одна статья УК РФ - 238-я (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Все вышеописанное - лишь скромная иллюстрация общероссийской ситуации. По данным того же ГосНИИГА, на территории которого обнаружили контрафакт, доля контрафактных изделий на рынке комплектующих авиационной техники в среднем составляет 7-10 %. Однако по некоторым типам агрегатов она достигает 25%. При этом реальных уголовных дел против изготовителей и потребителей контрафакта практически нет. В Московской региональной прокуратуре по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте "Газете" подтвердили, что в прошлом дела такого рода возбуждались очень редко.

Нужно оговориться: контрафакт - это не поддельные авиационные детали. Под контрафактными подразумеваются вполне законно выпущенные, но уже устаревшие или побывавшие в эксплуатации приборы, снабженные липовыми бумагами, по которым они проходят как новые.

"Технология проста, - рассказывает руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - На пути в утилизационный цех запчасть исчезает, в журнале утилизации появляется запись о том, что все необходимые работы были проведены. Через какое-то время списанная деталь с фальшивыми документами может быть предложена потенциальному покупателю". По мнению Пантелеева, в то время как руководство завода дорожит собственной репутацией, работники завода распродают списанные запчасти. Опрошенный на условиях анонимности источник "Газеты" в авиационном бизнесе в корне не согласен с экспертом: "Это не кладовщики продают, а руководство завода".

В Роспроме возможных виновников ситуации назвать отказались, но заявили, что "принцип здесь тот же самый, что и в автомобильной промышленности".

Бороться с контрафактом трудно. Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Лобачев уверен, что технически это почти невозможно. "Нельзя недооценивать продавцов контрафактной продукции, они готовы все сделать, чтобы заработать на этом деньги", - уверен господин Лобачев.

Выход из порочного круга эксперты и чиновники видят один - создание единой базы данных для всех видов авиационных комплектующих.

Евгений Лобачев поддерживает эту идею: "Мы давно уже об этом говорили. Если введут единую систему комплектующих, сразу всем станет легче".

В пресс-службе Роспрома подтвердили информацию о том, что такая система создается. Электронными метками, или электронными паспортами, будут снабжаться все новые суда и каждая деталь в отдельности. Разработчик электронных паспортов - ГосНИИ авиационных систем. Однако о примерных сроках их внедрения говорить пока рано, заявили в Роспроме.

Каким вам видится будущее отечественного авиапрома?

Вадим Разумовский / заместитель генерального директора компании "Сухой":

"Несмотря на то что российский авиапром сейчас находится в очень сложной ситуации, у него большое будущее. Внутри отрасли сохранились серьезные и здоровые силы, некие своеобразные точки роста (конечно, я имею в виду свою компанию), которые в состоянии переломить ситуацию и сделать российский авиапром ключевым игроком в глобальной аэрокосмической отрасли!

Компании, которые занимаются диверсификацией своего продуктового ряда, созданием и совершенствованием системы послепродажного обслуживания, сохранившие творческий и конструкторский потенциал, вполне способны встать в один ряд с признанными лидерами отрасли в мировом масштабе. А для того чтобы конкурировать с Западом на рынке гражданской авиации, нам необходимо создавать совершенно новые продукты, и тогда мы сможем на равных бороться с ведущими мировыми производителями не только по известному соотношению "цена-качество", но и по всей системе взаимоотношений производителя с заказчиком, включая прежде всего систему послепродажного обслуживания".

Мартин Шаккум / председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы:

"Оно обречено быть светлым! Сегодня у нас уже есть спрос, а в ближайшие пять-семь лет выбывает основная часть нашего авиапарка. Я думаю, что правительство выберет национально ориентированную стратегию и, безусловно, сделает ставку не на импорт подержанной авиационной техники, а на отечественную продукцию.

То количество самолетов, которое досталось нам от бывшего СССР, было несколько избыточным и не соответствовало платежеспособному спросу населения в условиях рыночной экономики. Но авиатехника служит долго, по 20-30 лет, и советские самолеты вырабатывали свой ресурс.

Теперь по планам основное выбытие этой техники приходится на 2006-2012 годы, особенно Ту-134 и Ту-154. Уже есть новые модели наших самолетов, есть варианты и схемы поддержки государства, скажем, лизинговые компании. Конечно, я не скажу, что будет полный запрет на импорт, некий баланс должен быть. А полностью закрывать рынок для западной техники - значит обрекать наш авиапром на вымирание. Крайности, как известно, опасны. Но и преимущества для отечественной авиатехники мы создавать должны!

Я знаю политику партии "Единая Россия" в этом отношении, знаю сегодняшние взгляды президента и председателя правительства, и именно на этом зиждется моя уверенность, что мы будем соблюдать разумный баланс. Да, будет небольшая часть импортной техники, особенно там, где осуществляются международные перевозки, а на внутренних линиях должны доминировать российские машины".

Борис Алешин / руководитель Федерального агентства по промышленности:

"В российских авиакомпаниях будет смешанный парк, то есть будут эксплуатироваться машины отечественного и импортного производства разного класса. Почти не сомневаюсь, что будут широко эксплуатироваться региональные самолеты RRJ. Понемногу будут использоваться Ил-96 и Ту-204; в классе широкофюзеляжных и ближнемагистральных самолетов будет преобладать импортная техника, но это временно.

Мы будем наращивать свое участие в проектах и "Эйрбаса", и "Боинга", и на этом российский авиационный бизнес будет расти. По целому ряду проектов мы останемся системными интеграторами: транспортная, военно-транспортная и военная авиация"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка