О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия успокоила EADS

Франция и Германия пока не готовы допустить Россию к управлению EADS. О дальнейшем партнерстве будет договариваться трехсторонняя экспертная группа

Франция и Германия пока не готовы допустить Россию к управлению EADS. Парижская встреча Владимира Путина с президентом Франции Жаком Шираком и германским канцлером Ангелой Меркель ощутимых результатов не принесла. Европейцы приняли нового акционера с "осторожной конструктивностью" и решили, что о дальнейшем партнерстве будет договариваться трехсторонняя экспертная группа.

EADS - крупнейшая аэрокосмическая корпорация Европы. Выручка в первом полугодии 2006 г. - 19 млрд. евро, чистая прибыль - 1 млрд. евро. По 22,5% акций у германского DaimlerChrysler и французского холдинга Sogeade (его контролируют правительство Франции и медийная группа Lagardere). Еще 5,48% - у испанского госхолдинга SEPI, 5,02% в течение лета скупил Внешторгбанк. Остальные распылены между менеджментом, инвестфондами и торгуются на европейских биржах.

С европейскими коллегами Путин обсудил сотрудничество с EADS в минувшую субботу. После встречи президент признался, что европейцы думают, что Россия "может накопить пакет [EADS], а потом использовать его для того, чтобы разрушить изнутри саму компанию". "Мы не собираемся этого делать", - успокоил всех Путин. Для ВТБ покупка акций EADS пока лишь игра на рынке, он просто воспользовался благоприятной конъюнктурой. Хотя Россия в партнерстве с EADS заинтересована - как в "производственном присутствии", так и в "распределении полномочий". Определить параметры такого партнерства должна трехсторонняя экспертная группа, о создании которой договорились главы государств. И если переговоры увенчаются успехом, пакет EADS достанется создаваемой сейчас Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), заключил глава государства.

ВТБ официально появился в реестре акционеров EADS 8 сентября, когда собранный им на рынке пакет превысил 5%. Скупку госбанк начал летом. В мае EADS потряс глубокий кризис - задержки с поставками суперлайнера A380, пересмотр программы A350 и проч. Тогда котировки рухнули почти на 40%.

А две недели назад помощник президента Сергей Приходько заявил, что Россия хочет участвовать в управлении EADS. И если потребуется, то готова собрать крупный пакет акций корпорации. "Любой государственный интерес осязаем тогда, когда мы можем принимать решения или влиять на них", - заявил он. Реакция руководства EADS была вежливой, но однозначной: расширять число контролирующих акционеров "не в интересах компании".

После такого "диалога" итоги встречи можно считать положительными, уверен источник, знакомый с позицией EADS. Корпорация будет тянуть время, думает он. Но, во-первых, только кресло в совете EADS России пока и самой ничего не даст. EADS должна понять, что она может получить от России и что может дать ей сама, особенно по двум основным программам - выпуск нового дальнемагистрального лайнера A350 XWB с бюджетом в $10 млрд. и разработка среднемагистрального лайнера Next Generation (начало программы запланировано на 2013-2014 гг.). Кроме того, своим напором Россия может испортить и без того сложные отношения EADS с США. Ведь корпорация рассчитывает и там на серьезную прибыль: в партнерстве с американской Northrop Grumman EADS соревнуется с Boeing за $20-миллиардный контракт минобороны США на поставку 200 лайнеров-заправщиков (победителя выберут летом 2007 г.). Для США кооперация EADS с Россией не смертельна, но это лишний повод для внутренних политических игр, резюмирует собеседник.

"В конце концов, участие в управлении [EADS] тоже накладывает на нас невыгодные ограничения", - поддерживает близкий к Кремлю источник. Слишком близкое партнерство с EADS может сказаться и на российских отношениях с США. В том числе и по авиационным проектам, например по программе производства регионального лайнера SuperJet-100 госхолдинга "Сухой", которого консультирует Boeing. Впрочем, источник не исключает, что российский пакет EADS будет и дальше расти: "Вдруг еще какой-нибудь банк захочет приобрести акции этой компании, гарантий того, что все дело ограничится 5%, дать, конечно, никто не может".

Впрочем, переговоры о параметрах сотрудничества могут растянуться на месяцы, пока ОАК не определится с собственной структурой и планами, уверен аналитик "Центринвест груп" Геннадий Суханов.

Ездили не зря

Парижская встреча принесла Франции сразу два договора с Россией. Авиакомпания "Трансаэро" подписала с Airbus ("дочка" EADS) соглашение о поставке восьми A330 стоимостью $1,2 млрд и договорилась, что через несколько недель может заключить еще одну сделку - на 10 лайнеров A320. Министр транспорта Игорь Левитин подписал соглашение о сотрудничестве с компанией Vinci по строительству в России платных автодорог....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка