О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром взлетел в воображении депутатов

Возвращение России на мировой рынок авиастроения вполне возможно, но для развития отрасли до 2015 года требуется как минимум $10 млрд. Государство надеется взять часть этих денег у частных инвесторов

Возвращение России на мировой рынок авиастроения вполне возможно, но для развития отрасли до 2015 года требуется как минимум $10 млрд. Государство надеется взять часть этих денег у частных инвесторов.

В пятницу, в рамках "парламентского часа" в Госдуме проходило обсуждение вопросов развития российской авиационной промышленности. Связано это с тем, что сейчас, в рамках подготовки бюджета 2007 года, обсуждается вопрос о господдержке авиапрома. Накануне в четверг спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что "без господдержки наша авиапромышленность существовать дальше не может". Для того, чтобы узнать как будут потрачены бюджетные деньги в Думу пригласили министра промышленности и энергетики Виктора Христенко.

Министр сообщил депутатам, что в 2006-2009 годах планируется выпуск около 114 пассажирских самолетов и 369 вертолетов.

Вес российского авиапрома

Доля авиационной промышленности составляет более одной трети в общем объеме ОПК, обеспечивая интересы обороны и безопасности воздушного транспорта и других сфер экономики страны. По прогнозам в 2006 году объем производства отрасли составит 120% по отношению в 2005 году.


При этом в отрасли на данный момент занято более 450 тыс. человек. Министр считает, что возвращение России на мировой рынок авиастроения вполне реально, потенциал для этого достаточен. Важно, что в бюджете 2007 года предусмотрен рост поддержки отечественного самолетостроения, помимо этого промышленности необходимо предоставление госгарантий под закупки самолетов.

Христенко отметил, что "сейчас вступает в практическую фазу деятельность Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), что произошло во многом благодаря образованию правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса России". Полностью формирование ОАК будет завершено к апрелю 2006 года. Напомним, что на первых порах госпакет в объединенной компании будет больше 60%, как и утверждал в прошлом году министр. В дальнейшем не исключено изменение ситуации, в том числе присутствие в числе акционеров корпорации не только частных, но и иностранных акционеров.

"Холдинг должен выйти на мировой рынок гражданской авиатехники с машинами, в процессе создания которых мы уверенно встаем на уровень кооперации с ведущими мировыми производителями по всей технологической цепочке", - заявил Христенко. Объединенная компания будет заниматься формированием стратегии развития российской авиационной промышленности, анализом авиарынка, а также определять модельный ряд авиационной техники. ОАК сконцентрирует такие активы самолетостроения, как "Иркут", "МиГ", "Сухой", "Ильюшин", "Туполев".

Другой способ спасти российский авиапром - использовать опыт иностранных компаний. Депутаты задали вопросы министру о нашумевшей покупке российским ВТБ пакета в европейском авиаконцерне EADS.

Министр заявил, что степень участия России в европейском авиаконцерне EADS пока точно не определена. Это участие может быть стратегическим, подразумевающим обмен активами, но, с другой стороны, "это может окончиться простой финансовой операцией: когда акции купили, а потом выгодно продали".

Правда, решать это будут не депутаты и министр, а высшее руководство страны. "В случае, если Россию не будут воспринимать как полноценного партнера, не пустят в наблюдательный совет компании, ситуация примет вид обычной банковской операции", - комментирует начальник аналитического отдела компании "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Тогда после поднятия стоимости ВТБ может продать пакет акций с большой маржой и Россия полностью выйдет из уставного капитала корпорации. Вопрос это политический и решаться он будет на высшем уровне, подчеркивает Пантелеев.

Кстати, покупка акций Европейской аэрокосмической корпорации активно обсуждалась в ходе недавнего посещения президентом России Владимиром Путиным Германии. Президент не отрицает возможности последующего увеличения пакета акций, но категорически отрицает любые подозрения в желании поглотить концерн: "У нас нет никаких планов недружественного поглощения - это очень чувствительный бизнес. Все, что сделано банком по приобретению пакета пятипроцентного, связано с его работой на финансовых рынках и рынках ценных бумаг". При этом Путин отмечал, что при определенных условиях уже приобретенный пакет акций может быть передан создаваемой "Объединенной авиастроительной корпорации".

Депутаты хотели узнать у министра о страховании авиаперевозок, а также о борьбе с использованием в авиапроме поддельной продукции. По первому вопросу глава Минпромэнерго высказался за усиление нынешних норм: "Ужесточение и увеличение объема страховых платежей и объема страхования при авиаперевозках - движение в этом направлении правильное, и мы готовы поддержать".

Борьба же с использованием контрафактной продукции в сфере авиаперевозок будет вестись в двух направлениях. Во-первых, будет жестко контролироваться соблюдение требований по перевозкам и подготовке воздушных судов. Во-вторых, активизируется процесс формирования сервисных центров, которые будут заниматься не только продажей, но и последующим обслуживанием.

"Создание сервисных центров - самая главная возможность избежать ситуации, когда кто-то что-то заносит авиаперевозчикам в виде комплекта запасных частей", - сказал Христенко.

По мнению Христенко до 2015 года авиастроительная промышленность нуждается в инвестировании не менее $10 млрд в рамках государственно-частного партнерства. Пантелеев предполагает наиболее вероятными частные инвестиции трех компаний. Речь идет об ОАО НПК "Иркут", которая более чем на 50% является частной. Интерес может проявить Национальная резервная компания, владеющая 36% акций "Ильюшин Финанс" и более 30% акций "Аэрофлота". И третий потенциальный инвестор - ГК "Каскол", располагающий крупным пакетом акций нижегородского авиастроительного завода "Сокол". "Помимо крупных отечественных акционеров гипотетически в российский авиапром могли бы инвестировать и иностранцы, - вспомним, например, о вхождении итальянцев в госхолдинг "Сухой", - добавляет аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка