О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing и Airbus делят рынок

Самолетостроительные гиганты Boeing и Airbus почти одновременно заключили контракты. Boeing - с бразильским перевозчиком TAM, Airbus - с китайским Shanghai Airlines

Как стало известно вчера, самолетостроительные гиганты Boeing и Airbus почти одновременно заключили контракты. Boeing - с бразильским перевозчиком TAM, Airbus - с китайским Shanghai Airlines. Потеря европейцами позиций в сегменте дальнемагистральных самолетов компенсируется их укреплением в сегменте ближнемагистральных.

Справка

По результатам 2005 года выручка компании Airbus составила 22,3 млрд евро. Портфель заказов компании достигла 1111 самолетов на сумму $95,9 млрд.

Компания Boeing (сегмент производства гражданских самолетов) закончила 2005 год с оборотами в $22,6 млрд и с чистой прибылью в размере $1,4 млрд. Компания имеет подтвержденных заказов на 1002 самолета.


Во вторник Boeing "поставил крест" на европейском дальнемагистральном самолете А340: компания подписала с бразильским авиаперевозчиком TAM контракт на поставку четырех дальнемагистральных самолетов Boeing B777-300ER, от А340 бразильцы отказались. Стоимость сделки составила $1 млрд. Все четыре самолета будут переданы бразильцам в середине 2008 года, а до этого TAM возьмет у Boeing в лизинг три самолета Boeing MD-11, которые доставят через полгода.

За 10 дней до этой сделки компания Emirates Airlines также отказалась от планов приобрести 10 самолетов А340 и, к радости американской компании, остановила свой выбор на Boeing B777-300ER. Несмотря на преимущество в каталожной цене ($200 млн за А340 против $230 млн за Boeing B777-300ER), выбор американской машины перевозчиками объясняется просто: у "американца" два двигателя, а у "европейца" - четыре. "Двухдвигательный самолет по определению выигрывает у четырехдвигательного: он гораздо экономичнее в эксплуатации, - отмечает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - Думаю, рынок А340 закончился. Теперь их будут выпускать в версии VIP, в грузовой версии и так далее, но в целом можно говорить, что "три семерки" убили А340".

Теперь в сегменте дальнемагистральных самолетов господствует Boeing. Airbus сможет поправить свои позиции только через несколько лет, после появления первых гигантов А380. Однако с их приходом на рынок слишком много неясностей - за последние полгода компания несколько раз объявляла о пересмотре графика. По последним официальным данным, в 2007 году будет поставлен всего один самолет вместо девяти запланированных ранее. В 2008 году клиенты получат 13 самолетов А380, в 2009-м - 25, в 2010-м - 45.

Другим прорывным продуктом Airbus, который позволит победить Boeing, призван стать существующий пока только на бумаге среднемагистральный самолет А350. По замыслу европейцев он должен составить конкуренцию американскому Boeing 787 Dreamliner.

Между тем после неудач с А380 европейцы слегка "закомплексовали". Даже сопредседатель правления концерна EADS (владеет 100% акций Airbus) Томас Эндерс выразил сомнения по поводу будущего А350 и не исключает возможности полного прекращения работ над проектом. По его мнению, будущее всего концерна EADS может оказаться под угрозой, если при создании А350 компания столкнется с такими же проблемами, что и с А380: убытки от несоблюдения графика поставок лайнера оцениваются в $6 млрд. без учета штрафов. Стоимость разработки А350 достигла почти $8 млрд., и с его закрытием Airbus может отдать Boeing наиболее перспективную долю рынка, ведь на рынок среднемагистральных самолетов приходится до 60% всего объема авиаперевозок.

Впрочем, пока потери в дальнемагистральных самолетах Airbus с лихвой компенсирует продажами ближнемагистральных лайнеров семейства А320. Вчера китайская авиакомпания Shanghai Airlines подписала с европейцами контракт о приобретении пяти самолетов Airbus A321. Исходя из каталожной стоимости самолета в размере $60-70 млн., объем сделки может составить $300-350 млн. А 26 октября Airbus и вовсе совершил прорыв на китайском направлении: подписал рамочное соглашение о закупке Китаем 150 ближнемагистральных самолетов А320 и о строительстве в Китае завода по сборке самолетов этого семейства. Стоимость контракта оценивается минимум в $6 млрд. Строительство завода будет завершено в 2009 году, а выход на проектную мощность (четыре самолета в месяц) запланирован на 2011 год.

Отметим, что, несмотря на проигрыш в последней сделке в Бразилии, позиции ближнемагистральных самолетов Airbus в парке самолетов бразильской компании TAM подавляющие: из 93 эксплуатируемых компанией самолетов 76 являются самолетами Airbus. До 2010 года компания получит от европейского производителя еще 61 самолет: 15 штук A319, 40 A320 и 6 A330....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка