Время новостей
3 ноября 2006, 11:04
Неожиданное приглашение
Глава российской делегации на Airshow China 2006, замруководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству А. Денисов пригласил Китай участвовать в российском проекте истребителя пятого поколения
По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслана Пухова, г-н Денисов "несколько погорячился". "Для того чтобы китайцы могли войти в этот проект, нужно решение на самом высоком политическом уровне России, - сказал "Времени новостей" директор АСТ. - Причем российские военные будут стоять насмерть против участия в нем вообще любых иностранцев, а тем более Китая - нашего возможного противника в XXI веке".
Исследовательские работы по отечественному истребителю пятого поколения (качественно превосходящему по летно-боевым характеристикам ныне существующие самолеты четвертого поколения) велись параллельно конструкторскими бюро "Сухого" и "МиГ" с конца советской эпохи. За рубежом до сих пор создана только одна машина, отвечающая требованиям пятого поколения - американский истребитель F-22. В 2002 году ВВС России выбрали для дальнейшей реализации проект Т-50 авиационной холдинговой корпорации (АХК) "Сухой". Эта машина получила рабочее название "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА). Ее первый полет ожидается в 2009 году. Поскольку стоимость проекта очень велика (оценка необходимых затрат составляет 1,3-2 млрд. долл. ежегодно), у авиастроителей (но не у военных) возникла идея привлечь иностранного соинвестора.
Первые переговоры на эту тему с Индией состоялись в 2001 году. В январе 2003 года в рамках визита министра обороны Индии Джорджа Фернандеса в Москву был подписан российско-индийский протокол о намерениях совместно проектировать истребитель нового поколения. Однако отношения застопорились в ноябре 2005 года, когда новый министр обороны Индии Пранаб Мукерджи тоже побывал в России и заявил, что его страна не согласна быть только источником финансирования проекта. Индия хотела бы участвовать во всех его стадиях: начиная с определения облика самолета, проектирования и заканчивая серийным производством. Таким образом, она намерена приобрести опыт и технологии полного цикла разработки самолета. Из-за этого индийцев не очень устраивает проект ПАК ФА. Он уже находится на довольно продвинутой стадии, и включиться в него с самого начала уже не получится.
Китаю же, по мнению г-на Пухова, участие в подобном проекте теоретически могло бы дать огромный технологический скачок. Однако равноценной выгоды для России эксперт не видит. Потенциальные военно-стратегические риски высоки, а китайские деньги при нынешнем финансовом состоянии России для наших авиастроителей критического значения не имеют.
Надо отметить, что министр обороны Китая генерал-полковник Цао Ганчуань, посетивший Air Show China 2006 1 ноября, на второй день работы выставки, не уделил особого внимания стенду АХК "Сухой". Министр задержался у авиационных ракет, представленных российской корпорацией "Тактическое ракетное вооружение", а затем удалился в сторону китайского раздела экспозиции.
Россия заинтересована в стратегическом партнерстве с Европейским оборонным и аэрокосмическим концерном EADS, а не просто в покупке, пусть и значительного, пакета акций компании, заявил в Чжухае ИНТЕРФАКСУ глава "Роспрома" Борис Алешин. "Те проекты, которые у нас есть с концерном EADS, - это еще не стратегическое партнерство. Мы нацелены на стратегическое партнерство. И мы вынуждены так ставить вопрос", - сказал чиновник. "Сейчас прорабатываются различные варианты сотрудничества. Альтернативой стратегическому партнерству с EADS может быть, например, самостоятельное развитие, или, скажем, (партнерство) с Китаем, - считает Борис Алешин. - Поэтому мы проверяем все эти решения". По его словам, вопрос не в том, какой процент акций приобретет Россия (Внешторгбанк, как известно, приобрел на рынке свыше 5% акций EADS). "Это абсолютно не играет никакой роли, даже если это будет 25%. Вопрос в том, какую роль мы, имеется в виду Россия, может играть в этой компании. Потому что концерном EADS на самом деле управляют правительства Германии и Франции. И события последних месяцев показали, что правительство Франции увеличивает свою долю в этой компании", - сказал Борис Алешин. По его словам, "совершенно очевидно, если мы не станем игроком на политическом уровне, объем акций не будет играть никакой роли"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов