Финансовые Известия
7 ноября 2006, 13:35
Авиапром реанимируют "МиГом"
На заседании правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса было принято решение об учреждении ОАК, которая должна объединить производителей авиатехники
Сейчас 11 российских авиационных заводов производят всего 9 авиалайнеров в год. В то же время один Airbus производит в год 300 самолетов. Американский Boeing в прошлом году построил 290 самолетов. Изменить ситуацию должна ОАК.
- Российский авиапарк стареет, и мы надеемся, что российская промышленность будет в состоянии производить достаточное количество самолетов на замену ежегодно списываемым, - сообщили "Известиям" в Минтрансе. - Единственное наше пожелание к ОАК: производители должны выдерживать модельный ряд, а не производить по одному самолету.
Идея создания ОАК проста: "сильный тащит слабого". Подразумевается, что мощное военное авиастроение ("Сухой" и "МиГ", имеющие миллиардные внешнеэкономические контракты) спасет деградирующее гражданское. Образно говоря, для авиастроителей вводится принцип "одного окна" - заработанные одной из фирм деньги потекут через одну управляющую компанию всем. Кроме экспортной выручки, это будут и госсредства. Деньги станут поступать напрямую из бюджета, в том числе по статьям Минобороны, и, возможно, из Инвестиционного фонда. Уже известно, что за 10 лет авиапром, согласно обещаниям правительства, получит на создание новой техники не меньше $10 млрд. Общая капитализация ОАК на первом этапе составит $1.936 млрд., при этом госактивы - $1.452 млрд. По своей капитализации ОАК окажется в самом начале списка мировых гигантов - как говорят источники "Известий", "это будет своего рода "Газпром" в авиастроении".
Структурно ОАК будет выглядеть так: управляющая компания и несколько подчиненных ей подразделений: "боевая авиация", "гражданская авиация" и "военно-транспортная и спецавиация". Учредителями корпорации станут Росимущество и частные акционеры НПК "Иркут". Окончательное формирование ОАК должно завершиться к 1 апреля 2007 года.
Многие эксперты считают, что с объединением активов проблемы в создании корпорации не закончатся, скорее только начнутся. До сих пор нет четкого понимания, какие именно самолеты будут строить в рамках объединенной структуры. Например, ОКБ "Сухой" сегодня выполняет как минимум две авиастроительные программы федерального значения (создание истребителя 5-го поколения в интересах Минобороны), а также ведет проект среднемагистрального пассажирского самолета Sukhoi SuperJet-100 (бывший RRJ). В то же время конкуренцию им составят два проекта фирмы "МиГ" (собственный истребитель 5-го поколения и пассажирский среднемагистральный самолет МС-21). Учитывая, что руководитель "МиГа" Алексей Федоров стал главой ОАК, рассчитывать на непредвзятость в отношении к этим проектам не приходится. Авиапром, так же как и до объединения, снова окажется расколотым конкурентной борьбой, но уже в рамках единой корпорации.
Есть и еще один сложный момент в будущем ОАК. Владимир Путин неоднократно говорил, что приобретенный Внешторгбанком пакет в 5% акций европейской EADS может быть передан ОАК. В то же время EADS владеет 10% акций компании "Иркут", которая вошла в ОАК. Сейчас эксперты изучают, насколько целесообразно перекрестное увеличение пакетов. Просто через рынок их нарастить уже невозможно, для этого нужна некая стратегическая договоренность. Россия в увеличении своего пакета в EADS заинтересована. Но если идти по пути такого обмена, то тогда станет возможной, например, ситуация, при которой европейцы скажут: мы против продажи "сухих" в такую-то страну. Эти вопросы будут решать после окончательного формирования ОАК. Кроме того, чтобы вывести российский гражданский авиапром на приличный уровень, нужны более значительные средства, чем выделяемые ОАК. Не исключено, что в будущем компания решится на IPO (первичное размещение акций) и, таким образом, ОАК станет первой публичной российской компанией, связанной с военными заказами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Геоскан поставил 13 тысяч образовательных дронов в российские школы и колледжи по нацпроекту "БАС"
Декабрь 23, 2024
Новогодний праздник для воспитанников детского дома
Декабрь 23, 2024
"Газпромнефть-Аэро" помогает молодежи в Ульяновске определиться с карьерой