Время новостей
23 ноября 2006, 11:41
Бесконтрольные действия
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета официально доложили членам правительственной комиссии свои выводы о причинах катастрофы самолета А310 авиакомпании "Сибирь"
Пассажирский лайнер А310, выполнявший рейс из московского аэропорта Домодедово, на борту которого находились 203 пассажира и члена экипажа, потерпел катастрофу в аэропорту Иркутска рано утром 9 июля. Успешно приземлившись, самолет неожиданно начал вновь набирать скорость и, вылетев за пределы аэродрома, врезался в бетонный забор и примыкавшие к нему гаражи. Частично разрушившись, лайнер загорелся и взорвался. В результате катастрофы погибли 125 человек, десятки получили ранения.
Поначалу эксперты выдвигали самые разные версии - отказ техники (в частности, тормозной системы), плохие погодные условия и даже неудобность и опасность самого аэропорта Иркутска. Из-за аварии А310 даже был оперативно решен вопрос о строительстве там нового аэропорта.
За несколько месяцев работы эксперты не только исследовали все сохранившиеся элементы самолета и двигателей, но и провели математическое моделирование аварии и натурные испытания движения А310 в похожих условиях. В них приняли участие летчики-испытатели, действующие линейные пилоты и пилоты-инструкторы из России и Франции. Кроме того, были изучены все известные аналогичные авиапроисшествия с А310 в мире. В результате экспертам практически полностью удалось восстановить картину трагедии.
В официальном заключении МАК она выглядит так: "Причиной катастрофы самолета А310 F-OGYP авиакомпании "Сибирь" явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки в конфигурации самолета с деактивированным реверсом тяги одного двигателя. После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения "малый газ" в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на "малый газ" или выключению двигателя".
В принципе в экспертном заключении говорится о прямой ошибке экипажа при управлении самолетом. Однако если перевести технические термины и формулировки на понятный простым людям язык, ошибка эта, по данным следствия, представляется предельно банальной даже в бытовом плане.
В кабине пилотов А310 имеются две ручки управления двигателем - РУД (у лайнера два двигателя и соответственно две ручки), расположены между креслами командира экипажа (по правую руку от него) и второго пилота. Чтобы включить реверс (грубо говоря, обратная тяга двигателя, эта функция используется попутно с торможением колесами шасси), нужную ручку (правый двигатель - правая ручка, дальняя от командира, левый двигатель - левая ручка, ближняя к нему) надо потянуть к себе. Реверс на левом двигателе разбившегося А310 был изначально выключен по техническим причинам. Но ситуация эта штатная, для остановки воздушного судна вполне хватало мощности одного двигателя. После приземления, выполняя остановку лайнера, как показала расшифровка "черных ящиков", командир экипажа потянул правую ручку на себя. В этот момент большим пальцем этой же руки, по мнению экспертов, он неосознанно уперся в левую ручку и невольно толкнул ее от себя, соответственно включив двигатель на режим ускорения (в положение значительной прямой тяги, как сказано в заключении МАК). Взревевший двигатель сдвинул самолет, катившийся со скоростью 180 км/ч, с полосы вбок, а затем и довел его до столкновения с наземными постройками. Единственный вопрос, на который так и не ответили эксперты, - почему экипаж не отключил двигатель. В момент схода лайнера с полосы командир прокричал: "Выключаем двигатель", но команда эта так и не была выполнена. Торможение колесами шасси помочь уже не могло. Педали тормоза, как показали данные "черного ящика", были просто вжаты в пол, но по раскисшей от дождя земле шасси А310 скользили, как по льду. Причем ручка управления тягой левого двигателя, находившаяся в положении ускорения, также до последнего не была приведена в исходное положение. Ни командир судна Сергей Шибанов, ни второй пилот Владимир Черных так и не смогли почему-то потянуть ее на себя.
Впрочем, такая версия трагедии достоверной показалась не всем. Представитель управления инспекции по безопасности полетов "Ространснадзора" подписал окончательный отчет с "особым мнением", по которому включение левого двигателя произошло из-за сильной тряски при приземлении.
Представители авиакомпании S7 вчера сказали, что о выводах комиссии они знают, но комментариев так и не последовало....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов