О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

За границей смерть дороже

Пострадавшие от катастрофы А310 претендуют на многомиллионные выплаты. Юристы считают, что российские граждане впервые получили шанс на такую компенсацию. Сумма выплат может достигнуть $500 млн.

Пострадавшие от катастрофы А310 в Иркутске претендуют на многомиллионные выплаты. Юристы считают, что российские граждане впервые получили реальный шанс на такую компенсацию по авиакатастрофе. Сумма выплат может достигнуть $500 млн.

Катастрофа А310 в Иркутске может стать первым случаем в России, когда пострадавшие получат многомиллионную компенсацию причиненного ущерба. До сих пор речь шла о значительно меньших цифрах. Расчеты российского правосудия не выходили за пределы 600 тысяч рублей - во всяком случае, такая цифра фигурировала в российской судебной практике как максимальная по моральному ущербу, говорят юристы. В случае с катастрофой А310 пострадавшие подали иски за рубежом. Как утверждают их адвокаты, правосудие других стран, как правило, оценивает гибель человека существенно выше.

В России против "Сибири" подан только один иск и только от одной семьи. За рубежом же судиться с авиакомпанией решили более 240 пострадавших.

Иностранные юристы проявили интерес к трагедии А310 практически сразу. Как поясняют адвокаты, в деле существуют юрисдикционная привязка - возможность рассмотрения иска в судах сразу нескольких государств. Самолет эксплуатировала российская авиакомпания S7 ("Сибирь"), но его владельцем являлась корпорация Airbus Leasing II (лизинговое подразделение Airbus) с юридическим адресом в США, изготовителем - французская Airbus Industries, двигатели делала американская Pratt&Whitney, сервисное обслуживание самолет проходил на базе компании Lufthansa Technik в Германии, а запчасти вообще поставлялись из нескольких стран мира. Все это давало возможность для предъявления соответствующих юридических требований вне России.

Поэтому вся линия защиты интересов пострадавших была построена именно на том, чтобы вести иск в зарубежной юрисдикции, где компенсационные выплаты значительно превышают возможные в России.

В зависимости от результатов расследования МАК юристы предполагали подать иски не только к оператору и владельцу самолета (S7 и Airbus соответственно), но и остальным возможным виновникам катастрофы (например, фирме Pratt&Whitney, если бы эксперты признали, что причиной трагедии стали проблемы с двигателями самолета). Однако расследование затягивалось, и становилось очевидно, что вина в любом случае ляжет на пилотов лайнера, поэтому в итоге юристы потребовали компенсаций только от двух ответчиков.

Самый крупный иск к авиакомпании S7 и Airbus Leasing был подан 24 октября рядом иностранных юридических компаний, в том числе американской Speiser Krause. По словам иркутского адвоката Романа Буянова, координирующего связь иностранных юристов с российскими семьями, исковое заявление поступило в суд южного округа Нью-Йорка. Как уточнил "Газете.Ru" Буянов, первоначально истцами значились 150 пострадавших, но за прошедший месяц к ним присоединились еще более 20 человек.

Пока реакции на иск не последовало, добавил он. В то же время адвокаты "Сибири" прекратили выходить непосредственно на пострадавших и предлагать им мировые соглашения - такие контакты без участия адвокатов обеих сторон запрещены по закону штата Нью-Йорк.

21 ноября в тот же суд южного округа Нью-Йорка иск подала еще одна американская фирма. Она работает в партнерстве с московской коллегией адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", иркутской "Полевода, Мощицкая и партнеры" и британской компанией Stewarts Solicitors. Юристы представляют интересы еще 55 пострадавших в результате катастрофы A310. Ответчиками по этому иску также выступает S7 и Airbus Leasing. "Заключение МАК ни коем образом не препятствует предъявлению такого иска, - сообщил "Газете.Ru" представитель московской коллегии, представляющей интересы семей по этому иску. - Если бы заключение содержало ссылку и на какие-то технические аспекты, тогда бы появлялась объективная возможность вчинить иск и другим лицам. Пока же - только оператор и владелец воздушного судна".

Как поясняют юристы, у ответчиков есть 60 дней с момента подачи иска в суд на то, чтобы отреагировать.

"Ответчики могут встать на позицию непризнания иска и идти разбираться в суд. Либо же пойти на досудебное урегулирование и договориться о приемлемой сумме компенсации", - пояснил "Газете.Ru" адвокат из коллегии "Муранов, Черняков и партнеры". Реакции со стороны "Сибири" нет и по этому иску. Однако юристы предполагают, что ответчики все же пойдут в суд и попытаются убедить его в том, что иск неподсуден в США. И в этом у них есть хорошие шансы. По данным "Газеты.Ru", американские адвокаты не исключают, что суд Нью-Йорка не примет лизинговое соглашение "Сибири" и Airbus Leasing во внимание и откажется рассматривать иск. Но на этот случай у адвокатов пострадавших есть еще один вариант - суд во Франции.

"Будет сделано все, чтобы дело рассматривалось не в России", - пояснил "Газете.Ru" Дмитрий Заполь из коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры" (эта коллегия работает с еще одной группой пострадавших, но уже в сотрудничестве с американской компанией Lieff Cabraser Heimann & Bernstein и французской Martin Chico). "Мы, например, сейчас заняли выжидающую позицию, - рассказал он. - Если суд Нью-Йорка примет иск юристов Speiser Krause к рассмотрению, наши клиенты присоединятся к нему в качестве соистцов. Если же нет, то у нас уже подготовлен иск к подаче во Франции к S7 и Airbus Industries. Тогда уже юристы Speiser Krause присоединятся к нам".

В любом случае "Сибири" и Airbus предстоит еще не один месяц судебных разбирательств. В их итоге компании могут лишиться сотен миллионов долларов.

По примерным подсчетам юристов, только по первому иску в целом S7 и Airbus могут потерять минимум $50 млн - и это при негативном исходе. "По американскому законодательству, в иске сумма компенсации не заявляется. Суд определяет ее исходя из каждого случая в отдельности и прецедентов. Но в США - это значительные цифры, - сообщил Роман Буянов. - Сумма может быть и $100, и $200, и $500 млн". При этом суд также решит, кто из ответчиков и как будет выплачивать эти деньги - авиакомпания, компания-владелец самолета, либо обе соразмерно.

Впрочем, как сообщил корреспонденту "Газеты.Ru" представитель "Сибири" Илья Новохатский, банкротство компании в любом случае не грозит. По его словам, юристы только приступают к рассмотрению иностранных исков, но даже в случае, если компании придется по ним ответить, в итоге эти деньги все равно покроет страховая компания "Ингосстрах". "Мы, как и любая крупная авиакомпания, не зря тратим значительные суммы на страховку по подобным случаям", - отметил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка