О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пресловутый человеческий фактор

Межгосударственный авиационный комитет официальной причиной июльской авиакатастрофы в Иркутске назвал человеческий фактор. Ошибка пилотов стоила жизни 125 человек

Катастрофа самолета A310 российской авиакомпании S7 произошла в иркутском аэропорту 9 июля. Лайнер выполнял рейс Москва - Иркутск. После приземления он выехал с посадочной полосы, пробил бетонное заграждение, врезался в гаражи и загорелся. Тогда в качестве одной из основных версий трагедии рассматривались технические причины. Члены созданной комиссии говорили, что по предварительному заключению у самолета отказала гидравлическая система тормозов после включения системы реверса. Представители S7 и завода-изготовителя - авиастроительного концерна Airbus - технический фактор исключили сразу же. Результаты экспертизы подтвердили: лайнер был исправен. Причиной трагедии Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал действия экипажа.

Как говорится в сообщении МАК, после посадки командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения "малый газ" в положение значительной прямой тяги. "При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер для перевода левого двигателя на малый газ или выключения двигателя", - заключил МАК. То есть первый пилот случайно нажал рычаг реверса левого двигателя, и самолет развернуло на полосе.

Авиакомпания S7 отреагировала на это собственным заявлением. Выводы МАК нельзя назвать внятными и исчерпывающими, заявили представители S7. "Например, в заявлении представителей комитета не затронуты вопросы, связанные с плохими метеорологическими условиями и состоянием взлетной полосы в момент посадки лайнера. Один лишь вердикт "ошибка пилота" не может объяснить всех причин произошедшего 9 июля в аэропорту Иркутска, - подчеркивается в сообщении. - Удобна эта версия потому, что она ничего не говорит ни о роли в катастрофе взлетно-посадочной полосы аэропорта, ни о роли конструкции воздушного судна. Такая ситуация вызвана тем, что ответственность за безопасную эксплуатацию лежит не только на авиакомпании, производителе авиационной техники или администрации аэропорта, но и на МАК как на полномочном государственном органе, осуществляющем выдачу сертификатов на эксплуатацию самолетов и аэродромов".

Реакция S7 на заключение МАК понятна. По мнению аналитиков, такой вывод комиссии предполагает репрессивные меры в отношении в первую очередь авиакомпании, отвечающей за подготовку и переподготовку пилотов. Как сообщил аналитик ИК "Финам" Владислав Исаев, вопрос выплаты или невыплаты страховки будет зависеть от условий страхового соглашения, а вот "репрессии" со стороны государственных структур могут последовать. "После расследования не исключено применение санкций вплоть до отзыва лицензий", - отметил он.

Подобные меры МАК уже применял, правда к менее крупным перевозчикам. Серьезной проблемой авиационной отрасли России специалисты называют необходимость освоения российскими летчиками новых типов воздушных судов. Экипажи, которые летали на Ту-154, вынуждены переучиваться и привыкать к управлению машинами западных производителей. Далеко не все авиакомпании уделяют этому внимание. Мало того, что множество мелких и средних авиакомпаний вынуждены использовать те самолеты, которые им доступны, они повышают уровень нагрузки на пилотов и технику, бросая их с маршрута на маршрут. Это пагубно влияет и на машины, не получающие необходимого техобслуживания, и на летчиков, для которых уровень стресса порой оказывается запредельным. Ошибки в таких ситуациях неизбежны.

Материалы расследования катастрофы будут опубликованы после получения комментариев Бюро расследования авиационных происшествий (Франция) - официального представителя государства разработчика, изготовителя и регистратора воздушного судна, а также Национального бюро безопасности на транспорте (США) - официального представителя государства разработчика и изготовителя двигателей. Произойдет это до конца текущего года. Каковы будут последствия для S7, пока не известно. Минимум, что придется сделать авиакомпании, - внести серьезные коррективы в подготовку и переподготовку пилотов. Дело в том, что S7 реализует программу замены российских самолетов. В течение ближайших лет она планирует запустить в эксплуатацию несколько самолетов Airbus....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка