Газета
13 декабря 2006, 14:03
Сергей Иванов встал на крыло
Первое заседание совета директоров ОАК прошло по стандарту: утвердили председателя совета, назначили председателя правления компании, определили приоритеты, напомнили о плачевной ситуации в отрасли и помечтали о светлом будущем
Беда в замкнутом круге
Как заявило свежеиспеченное руководство ОАК, в первую очередь корпорация сконцентрирует усилия на создании гражданских самолетов. "Там у нас беда", - многозначительно заявил после заседания совета директоров Сергей Иванов. По данным министра обороны, в прошлом году в России было построено всего 8 гражданских самолетов. При том, что каждый из китов самолетостроения Boeing и Airbus производит столько же за неделю. "В целом ситуация очень драматичная", - поддерживает Иванова директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. "Пока совершенно не очевидно, чем будет заниматься дивизион гражданской авиации. ОАК стартует фактически без гражданского "крыла": нет ни людей, ни идей, ни партнеров", - констатирует он.
"Полнейший застой", - развивает ту же мысль аналитик ИГ "КапиталЪ" Михаил Пак. "Российским предприятиям не хватает заказов от государства. Соответственно, у компаний нет денег для того, чтобы инвестировать в развитие продуктов. Получается замкнутый круг", - говорит Пак.
Мечты у трапа
Тем не менее, по словам вице-премьера, в России есть неплохие примеры в области создания авиатехники. Среди них самолеты Ил-96, Ту-204, Ту-214. А среди перспективных разработок - надежда ОКБ "Сухого" региональный самолет Sukhoi SuperJet-100 и перспективный среднемагистральный МС-21, который должен придти на смену Ту-154.
Однако и тот, и другой существуют пока только на бумаге и в мечтах конструкторов.
К примеру, сборка первого летного опытного образца SSJ-100 запланирована на середину 2007 года. "Надеемся, что в мае мы приступим к его сборке, а в сентябре первый самолет должен подняться в воздух", - говорит генеральный директор ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Виктор Субботин.
Что касается другого самолета, то "облик МС-21 может быть завершен в ближайшие четыре месяца", заявил вчера Алексей Федоров. При этом он отметил, что окончательный вариант проекта пока не утвержден и к его разработке могут быть привлечены зарубежные партнеры в части выработки предложений по технологиям. "Трап не убран, черта не подведена, работа продолжается", - сказал он.
Сшибка интересов
Приглашают иностранцев не только в проект МС-21, но и в другие. "Мы не исключаем международного сотрудничества, особенно в секторе гражданской авиации", - сказал Сергей Иванов. Он уточнил, что приветствует участие в данном проекте европейских партнеров, то есть EADS, не упомянув об американцах. Возможную кооперацию с Boeing на прошлой неделе полностью отверг помощник президента Игорь Шувалов, кстати, на вчерашнем заседании не присутствовавший. "Сомневаюсь, что можно создать реальное партнерство с Boeing для строительства самолетов в обеих странах - США и России", - заявил тогда Шувалов.
Однако сотрудничество с EADS может принести гораздо меньше выгоды, чем на это рассчитывают чиновники.
Сейчас EADS владеет 10% пакетом акций "Иркута". При конвертации в единую акцию ОАО "ОАК" доля EADS снизится до 1%. По мнению Михаила Пака из ИГ "КапиталЪ", европейская корпорация вряд ли будет увеличивать свою долю (изначально EADS планировала купить до 10% акций объединенной компании). "У компании серьезные неприятности, и свободного кэша у нее нет", - говорит Пак. "EADS находится в глубоком и системном кризисе. Маловероятно, что мы можем ждать помощи от европейцев, сначала они должны помочь себе", - считает Руслан Пухов из Центра АСТ.
Тем не менее, в самом холдинге интерес к совместным проектам с Россией и ОАК проявляют. "Это нам очень интересно", - заявил "Газете" пресс-секретарь EADS Грегор фон Курсель. Но, как выяснилось, речь идет о сотрудничестве в рамках европейских разработок, где российская сторона будет выполнять лишь функции подрядчика. "В первую очередь российский рынок интересен европейцам дешевой рабочей силой", - констатирует Михаил Пак. В то время как Россия хочет получить от EADS технологии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов