Военно-промышленный курьер
17 января 2007, 11:34
НеСУщий смерть врагу
В последних числах декабря в подмосковной Кубинке на территории Авиационного ремонтного завода № 121 состоялась передача российским ВВС шести Су-25СМ
Штурмовик Су-25 в особой рекламе не нуждается. "Грач" зарабатывал свой авторитет в ходе боевых действий в Афганистане, в Чечне и других "горячих точках". Там его враги удостоили особой ненависти и готовы были платить большие премиальные за сбитие этой "птички", только сделать это было не так-то просто. Сухая статистика цифр говорит сама за себя.
Например, за время войны в Афганистане выполнено около 60 тысяч боевых вылетов, потеряно 23 "Грача", не вернулись из боя 8 летчиков. Штурмовики имели в среднем одну боевую потерю на 80 - 90 боевых повреждений и 2.800 часов боевого налета. Су-25, поставленные в Ирак, приняли участие в ирано-иракском конфликте, где несли основную тяжесть летной нагрузки: из 1.400 боевых вылетов авиации Ирака на долю самолетов Су-25 пришлось 1.100 - 1.200 вылетов, в то время как эти штурмовики составляли всего 15 процентов боевого самолетного парка иракских ВВС.
Обеспечение эксплуатации Су-25 и всех его модификаций, проведение работ по совершенствованию, ремонту и модернизации парка "Грачей", а также разработка новых перспективных самолетов-штурмовиков потребовали объединить усилия и возможности смежников. Оперативное решение всех задач обеспечил межотраслевой Научно-производственный концерн (НПК) "Штурмовики Сухого". В него вошло около 50 предприятий-учредителей. За годы своего существования НПК "Штурмовики Сухого" успешно решал задачи по обеспечению эксплуатации Су-25 в строевых частях.
Сегодня, в ХХI веке, к штурмовикам предъявляются более высокие требования. Это связано прежде всего с появлением новых систем ПВО и возросшей потребности в усилении авиационной поддержки на поле боя.
При создании нового облика Су-25, отвечающего пожеланиям военных, НПК "Штурмовики Сухого" не пошел по классическому пути создания нового самолета. На это потребовались бы не один год и огромные затраты. Был выбран другой путь развития.
Мировая практика показывает, что модернизация при совмещении с ремонтом позволяет сократить материальные затраты на 25 - 30 процентов. При этом происходит полная замена оборудования самолета, которое было разработано 30 - 40 лет назад, на современное. Вот почему разработанный вариант модернизации Су-25СМ подготовили к реализации на авиаремонтном заводе (АРЗ) МО РФ №121. При выполнении модернизации от самолета, нуждающегося в плановом ремонте, в прямом и переносном смысле остается только планер, а вот вся начинка устанавливается современная. Освоено производство новых деталей и агрегатов для планера и кабины. На заводе создан участок по производству электрожгутов. Отметим, что принципиально новые технологии освоены специалистами предприятия в кратчайшие сроки. Качество и возможности работы завода подтверждены лицензиями Росавиакосмоса и сертификатами Госстандарта России и другими государственными структурами.
Трудозатраты, что называется, стоили того. Обслуживание нового штурмовика на 25-30 процентов ниже по сравнению с базовой моделью. После модернизации самолетов, которым по 17-18 лет, срок их службы продлевается еще на 30 лет. При этом специалисты говорят, что при ресурсе в 2.500 часов штурмовики по анализу технического состояния могут эксплуатироваться более 50 лет.
В результате модернизации ВВС получили самолет поколения 4+, который может решать больше задач, чем решал Су-25 и со значительно большей эффективностью. Заметно возросла точность применения средств поражения, неуправляемых ракет С-8, С-13, С-24, С-25 всех модификаций, обеспечена возможность использования управляемых ракет Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС (МЛ). Из этого перечня видно, что модернизированный штурмовик для истребителей противника не будет беззащитной целью, ведь в номенклатуру боеприпасов включена ракета среднего боя с дальностью полета до 40 км.
Все это достигнуто благодаря правильно выбранной при создании Су-25СМ концепции "просто - точно - эффективно - недорого". Основным направлением модернизации стало существенное повышение точности поражения наземных и воздушных целей при обеспечении всепогодности и круглосуточности применения авиационных средств поражения. С этой целью на Су-25СМ устанавливаются полностью обновленные системы применения оружия и бортовое оборудование.
Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "БАРС". В его состав входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации "Карат-Б-25" и ряд других систем. Встроенная система контроля бортового оборудования позволяет значительно снизить трудозатраты при подготовке самолета к повторному вылету. Кабина штурмовика оснащена многофункциональным цветным индикатором. Значительно упрощает действия летчика цифровая карта местности, выводимая на МФЦ и обозначаемый на ней маршрут полета.
Теперь точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в 2-3 раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых АСП.
Здесь необходимо особо отметить, что теперь, когда вот-вот будет развернута в штатном режиме космическая группировка спутников ГЛОНАСС, летчики-штурмовики получили возможность использовать всю номенклатуру вооружения и возможностей самолета в полном объеме. Благодаря использованию современной инерциально-навигационной системы достигнута точность определения координат порядка 15 м со спутниковой коррекцией и 200 м - без нее.
При проведении летных испытаний неоднакратно доработывалось все программно-математическое обеспечение. Например, увязка прицельно-навигационного комплекса с бортовым радиоэлектронным оборудованием непосредственно в динамике полета, которую невозможно отработать в наземных условиях стенда. Отработаны алгоритмы боевого применения по бомбометанию и стрельбе неуправляемыми авиационными ракетами с различных режимов полета и видов маневра. Впервые на самолетах фронтовой авиации применен переменный темп стрельбы из пушечной установки (1:4, 1:8), что значительно увеличивает возможности по количеству атак на НЦ.
Реализованы новые режимы боевого применения, которые позволяют использовать управляемые ракеты "воздух - поверхность" с горизонтального полета за счет использования точного программно-корректируемого сопровождения цели. В одной атаке Су-25СМ способен поразить две цели, а использование навигационного бомбометания днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях стало для него обычной задачей. По заявлениям специалистов, при проведении испытаний все заявленные характеристики полностью подтверждены, а по отдельным параметрам превзошли теоретические расчеты.
Однако о завершении работ по Су-25СМ говорить еще рано. Как сообщил президент НПК "Штурмовики Сухого", главный конструктор ОАО "ОКБ Сухого" Владимир Бабак, в этом году запланировано проведение испытания Су-25СМ при имитации боевых действий в горной местности. Напомним, что еще в горных условиях Афганистана экипажи штурмовиков в полной мере использовали высокую маневренность Су-25. Они снижались в узкие горные ущелья, преодолевали ПВО душманов, выполняя полеты на малых высотах, и наносили удары по целям, которые другие типы авиационной техники не могли поразить. Такая авиационная поддержка, когда невозможно поддержать продвижение войск танками или артиллерией, имеет особую цену - солдатские жизни.
Вот почему теперь, когда Су-25СМ стал поступать на вооружение отечественных ВВС, специалисты прогнозируют повышение к нему интереса на проведение модернизации Су-25 со стороны зарубежных стран, в ВВС которых состоят на вооружении эти самолеты.
В заключение стоит сказать, что, по сообщению службы информации и общественных связей ВВС РФ, первые Су-25СМ переданы в Липецкий центр боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС. Там будет отработана методика применения модернизированных штурмовиков в различных условиях боя. После этого шесть самолетов передадут в полк постоянной готовности в Буденновске....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали