О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Слепая посадка

Самарская авиакатастрофа может ускорить ликвидацию парка Ту-134

Ударившись о землю, самолет перевернулся через левое крыло и загорелся. Основная версия происшествия - ошибка экипажа.

Вчера в Самару прибыли родственники шести человек, погибших в результате авиакатастрофы самолета Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр". Началась процедура опознания тел. "После того как погибшие будут опознаны, авиакомпания "ЮТэйр" предоставит самолет, на котором останки отправят домой", - сообщил руководитель пресс-службы Минтранса РФ Тимур Хикматов. А часом ранее находящийся в Самаре замминистра транспорта Борис Король, возглавляющий межведомственную комиссию по расследованию причин авиационного происшествия, сообщил, что утром вчерашнего дня в больницах оставалось 27 потерпевших. По его словам, в субботу госпитализированных было 28, в воскресенье утром трех человек врачи выписали, но двое других поступили на лечение. "Часто случается, что люди вначале с учетом психологического состояния не замечают каких-то повреждений, но после обращаются к врачам", - пояснил замминистра. Как рассказала "НГ" министр здравоохранения и социального развития области Галина Гусарова, 13 человек получили травмы - черепно-мозговые и переломы конечностей, грудной клетки, а у двоих - переломы позвоночника. Тем не менее самарские медики надеются на положительный исход лечения всех пострадавших.

То ли шасси, то ли туман

Трагедия случлась в субботу в самарском международном аэропорту "Курумоч" в 10.43 по местному времени. Самолет Ту-134 компании "ЮТэйр", совершавший полет по маршруту Сургут - Самара - Белгород, произвел жесткую посадку за 400 метров от взлетно-посадочной полосы. Он получил повреждения, перевернулся через левое крыло и загорелся. Фюзеляж самолета разрушился. Авиакатастрофа, подобной которой здесь не было с советских времен, произошла всего в километре от села Курумоч - малой родины премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, которому президент поручил расследование этого авиационного ЧП.

Причина трагедии пока не установлена. Первоначальные сообщения о том, что у самолета при заходе на посадку не выпустились шасси, вероятнее всего, не подтвердятся. "Информация некоторых СМИ о якобы имевшейся неисправности самолета Ту-154, попавшего в авиакатастрофу в Самаре, не соответствует действительности", - говорится в распространенном вчера официальном заявлении авиакомпании "ЮТэйр". Областная прокуратура, возбудившая уголовное дело по факту гибели самолета и ведущая расследование, заявила, что основной версией авиакатастрофы является ошибка экипажа.

"Все работало в штатном режиме, и никаких отказов, неисправностей не было", - заявил в телеинтервью программе "Вести" телеканала "Россия" борттехник самолета Александр Муратов, находящийся в больнице. Правда, он вспомнил о записи в бортовом журнале, сообщающей о неких проблемах с курсо-глиссадной системой - она периодически давала "небольшие отказы". Тем не менее борттехник уверен, что эта неисправность не могла стать причиной трагедии, так как в самолете предусмотрено "двукратное, трехкратное дублирование всех систем". Александр Муратов сообщил о практически нулевой видимости в аэропорту из-за сильного тумана. "Командир говорит, что до последнего землю не видел", - сказал он.

Бортовые самописцы, изъятые с места происшествия, вчера были доставлены в Москву, с ними начали работать специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Как вчера же заявил председатель межведомственной комиссии Борис Король, "первых результатов расследования мы ожидаем где-то дня через два".

Представители авиакомпании "ЮТэйр" уже заявили: "Компенсации семьям погибших будут выплачены в полном соответствии с европейскими нормами" (по информации Минтранса, по 75 тыс. долл.). Раненые также получат помощь. Дороже всего авиакатастрофа обойдется страховщикам - риски разбившегося самолета были застрахованы в СК "Югория" и перестрахованы там же на сумму около 1,5 млн. долл. Часть рисков была перестрахована в других компаниях.

ЧП как повод для репрессий

По стечению обстоятельств накануне авиакатастрофы Самару проинспектировал на предмет готовности к проведению здесь саммита Россия-Евросоюз министр транспорта РФ Игорь Левитин (мероприятие запланировано на 17-18 мая). Он заявил о том, что аэропорт "Курумоч" планируется превратить в авиационный хаб (перевалочный узел) - в ближайшее время удлинят одну из взлетно-посадочных полос, чтобы здесь могли приземляться "Боинги". Будут также расширены места для стоянок самолетов, заменено светосигнальное оборудование. На это выделено 1200 млн. руб. из федерального бюджета и еще 500 млн. из областного. Будь полоса длиннее уже сейчас, возможно, трагедии и не случилось бы.

Мелкие авиаперевозчики опасаются: самарское ЧП будет использовано в интересах западных производителей авиатехники и повлечет за собой если не запрет, то необоснованно поспешный вывод из эксплуатации не только Ту-134, но и Ту-154. Ведь еще в феврале с.г. Игорь Левитин заявил, что эти самолеты в течение пяти лет полностью выведут из парка авиакомпаний вне зависимости от их технического состояния. Между тем Ту-154 до сих пор составляет основу авиапарка российских компаний. "Сейчас в России в эксплуатации находится 187 Ту-154, выпущенных позже 1985 года, - сказал корреспонденту "НГ" заместитель главного конструктора Ту-154 ОАО "Туполев" Андрей Гришин. - Это те машины, которые можно спокойно эксплуатировать еще 10-15 лет". Поспешный запрет "тушек" приведет к массовому банкротству мелких российских авиаперевозчиков.

Труженик ближних магистралей

Ту-134 - ближнемагистральный пассажирский самолет. Серийный выпуск самолета начался в 1966 году на Харьковском авиационном заводе, а с 1968 года Ту-134 стали поставляться на экспорт. Всего до 1984 года было выпущено 852 Ту-134 в различных модификациях, 134 машины в различных вариантах были поставлены за границу. Самолеты до сих пор эксплуатируются в России, странах СНГ и в некоторых странах дальнего зарубежья.

Авария в Самаре - не первый инцидент с участием самолета Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр" за последнее время. 13 февраля 2007 года борт, выполнявший рейс Надым-Сургут, совершил вынужденную посадку в аэропорту Сургута. Как сообщил тогда начальник службы по связям с общественностью "ЮТэйр" Юрий Мушихин, на борту самолета находились 43 пассажира и семь членов экипажа. По его словам, "при заходе на посадку командир корабля усомнился в исправности работы системы выпуска и уборки шасси". В итоге самолет был вынужден летать над сургутским аэропортом для выработки топлива и только после этого смог совершить посадку.

12 января 2006 года самолет Ту-134, выполнявший рейс Ханты-Мансийск - Москва, совершил аварийную посадку в Сургуте. На борту самолета находились 32 пассажира и три члена экипажа. При взлете командир экипажа сообщил, что не закрывается шасси. Самолет был направлен на аварийную посадку в Сургут, так как ему надо было выработать топливо перед посадкой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка