Ведомости
23 марта 2007, 13:37
От редакции: Летные условия
Новая волна взаимных обвинений США и ЕС в незаконной господдержке авиапрома подоспела очень кстати. ОАК тоже претендует на существенную господдержку. Это нормально: ни Boeing, ни Airbus, ни ОАК не могли бы произвести конкурентный продукт без госпомощи
США обвиняют Евросоюз в том, что тот выделяет Airbus долгосрочные кредиты по заниженным ставкам. Американцы оценивают объем помощи Airbus за последние годы в $15 млрд. и считают, что именно это позволило Airbus ускорить строительство новых самолетов и снизить их стоимость. ЕС не отстает - вчера он подал аналогичную жалобу в ВТО, обвинив США в незаконном субсидировании Boeing. Европейцы утверждают, что с 1990 по 2004 г. власти США предоставили Boeing $18,9 млрд. в форме налоговых льгот и субсидий на исследования.
ОАК претендует на схожие по объему финансовые вливания со стороны государства: основные средства понадобятся на модернизацию производства, субсидирование лизинга, а также на госгарантии по кредитам. Концепция ОАК еще до конца не проработана, как и формы господдержки, но, по данным "Ведомостей", речь может идти о $12 млрд. до 2015 г. Пока комиссия ВТО будет рассматривать жалобы США и ЕС, российским чиновникам и компаниям, вошедшим в ОАК, стоит оценить эффективность различных форм господдержки.
Основная форма господдержки авиапрома в США - это оборонный заказ, который обеспечивает до половины всех продаж отрасли. Военные заказы раздуваются лоббистами, а поскольку их исполнение вне конкурентной среды, то и стоимость оборонных программ американского авиапрома оказывается значительно выше рыночной. Сверхприбыли, зарабатываемые на госзаказе, перетекают в развитие гражданского самолетостроения.
В Европе до последнего времени подобные методы не применялись. Господдержка Airbus в основном оформлялась в виде субсидий и кредитов, часто на очень льготных условиях. Подобные меры выходят за рамки рыночных правил игры, и базируются они, по сути, на вере - европейские правительства выделяют средства компании, надеясь на их эффективное использование.
Доверие себя окупает: например, когда у Airbus возникли проблемы со сбытом А300, компании все равно были выделены деньги на дальнейшее производство модели - и кризиса удалось избежать. В 1972 г., когда в Европе всерьез озаботились судьбами авиапрома, США производили более 90% всех гражданских самолетов (без учета СССР и стран-сателлитов). К сегодняшнему дню США и Европа делят рынок практически пополам. Но при этом создание в Европе корпорации EADS, которая объединяет гражданскую и военную авиапромышленность, говорит о том, что европейские и американские подходы сближаются.
России нужно искать свой путь в авиапроме. Прежняя политика была похожа на американскую - ВПК тянул за собой гражданскую авиацию. Но на сегодняшний день военные заказы поступают не от государства, а от зарубежных стран. Внутренний оборонный заказ минимален, а экспортный потенциал российского ВПК, по мнению экспертов, сегодня уже достиг своего предела.
Европейский путь как будто проще. Но проблемы могут возникнуть с доверием. Дело не только в коррупционной емкости существующих схем господдержки. ОАК рассчитывает на серьезный внутренний спрос (более 1000 самолетов до 2015 г.), но российские авиакомпании не проявляют особого энтузиазма. Пока спрос на надежду российского авиапрома - SSJ-100 - около 100 машин. Это значительно меньше, чем ожидали производители. При разработке методов госфинансирования авиапрома и стратегии ОАК необходимо помнить, что даже при наличии господдержки конечную эффективность все равно определяет рынок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов