О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром Украины: директоров попросили подвинуться

Недавно утвержденный устав концерна "Авиация Украины", наследника безвременно почившей корпорации "Антонов", не слишком порадовал директоров входящих в объединение предприятий

Недавно утвержденный устав концерна "Авиация Украины", наследника безвременно почившей корпорации "Антонов", не слишком порадовал директоров входящих в объединение предприятий. Отныне руководители заводов смогут лишь "предлагать" и "высказывать мнение". Окончательное же решение будут принимать гендиректор и правление концерна, а по существу, Минпромполитики.

При анализе устава ГАК "Авиация Украины" появляется искушение сравнить его с аналогичным документом корпорации "Антонов". Основное отличие нынешней "памятки" от первого опыта состоит в более четкой схеме управления концерном. Устав корпорации "Антонов" изначально делал структуру нежизнеспособной. Сама корпорация, как плод компромисса между руководителями авиастроительных предприятий, не желавших структурных изменений и их оппонентов, обуреваемых "революционно-реформаторскими порывами", стала живым примером пагубности коллегиального принципа управления.

Гендиректор корпорации "Антонов" так и не получил даже формального права на управление структурой. Но отрицательный результат - тоже результат. В новом документе ряд ошибок был все же учтен. Главным принципом документа можно считать размежевание полномочий по управлению предприятиями и концерном в целом. Предприятия, входящие в состав объединения сохраняют финансовую и юридическую самостоятельность, но с некоторыми оговорками. В отличие от принятой ранее практики утверждения финпланов предприятий Минпромом, теперь они будут утверждаться правлением концерна. К его компетенции также отнесено утверждение среднесрочных инвестиционных планов предприятий-участников. Кроме того, к сфере регулирования правления концерна отнесены научно-техническая, производственная, финансовая и другие направления деятельности предприятий, входящих в состав объединения. Формальным, но обязательным мероприятием будет и утверждение номенклатуры продукции предприятий со стороны правления концерна, которое также будет регулировать отношения между участниками в вопросах производства. Директоров предприятий мягко "отделили" от правления. Они могут высказывать собственную точку зрения, предлагать проекты, но последнее слово остается за гендиректором концерна и правлением.

Генеральным директором - председателем правления концерна назначен нынешний гендиректор завода "Авиант" Олег Шевченко. Полномочия гендиректора концерна в уставе также усилено по сравнению с руководителем корпорации "Антонов". Он реализует кадровую политику, заключая контракты с руководителями предприятий. Примечательно, что в уставе концерна директора предприятий уже не входят в состав правления. Шесть его членов назначаются и увольняются с должности Кабмином. Сам генеральный директор концерна теперь подотчетен правительству и правлению концерна.

В обмен на частичное ограничение предпринимательских "свобод", а также с перспективой, что ГАК возглавит маркетинговое направление в украинском авиапроме, участникам новой структуры гарантируется право пользоваться в полном объеме информацией, поступающей в концерн, а также право пользоваться любым видом услуг, которые предоставляются объединением.

В описании всего спектра услуг, которые планируется предоставлять со стороны объединения, необходимо сделать небольшое отступление, и опять вернуться к уставу корпорации "Антонов". Желание охватить как можно больше направлений, в т.ч. и непрофильных, сделало тот устав довольно анекдотичным по содержанию. В разделе, устанавливающем направления и сферы деятельности корпорации было все, начиная от намерений создавать и производить новые вооружения, боеприпасы, боевые и гражданские вертолеты, средства ПВО, и заканчивая их продажей, а вкупе с этим предусматривалось применение пиротехнических веществ и боеприпасов и работы по их утилизации. Кроме того, устав содержал широкий спектр услуг, начиная от воздушных и вплоть до водных перевозок, строительство и продажа стройматериалов, предоставление услуг по обслуживание воздушного движения, а также воздушных судов, пассажиров, багажей, грузов, почты. И еще многие, многие направления. До ознакомления с направлениями деятельности "Авиации Украины" в уже утвержденном документе была слабая надежда, что этот устав избежит экзотичных и откровенно непрофильных направлений. Ожидания оправдались лишь наполовину. В соответствующем разделе все-таки присутствуют консигнационные, брокерские, туристические и прочие услуги. Все те же направления по хранению и применению пиротехнических веществ и боеприпасов, строительство и реализация нефти и продуктов ее переработки "авиационного назначения". Те же услуги по обслуживанию воздушного движения, которые в Украине все равно будет предоставлять "Украэрорух". Авторы устава концерна так и не избежали искушения "застолбить" десятки непрофильных направлений, дабы заниматься ими в свободное от авиастроения время, как это было с уставом корпорации "Антонов".

С другой стороны, в концерне более детально расписаны услуги по профильным направлениям. Скорее всего, вопросы передачи лицензий на ремонт, обслуживание и производство самолетов "Ан" и комплектующих, узлов, агрегатов и т.д. будут закреплены за концерном. В настоящее время это составляет отдельную строчку доходов каждого из предприятий.

Нововведением будет функция контроля со стороны концерна за выполнением участниками правил безопасности, эффективности использования закрепленного за ними имущества. В уставе заложена также еще одна новая, и довольно необходимая, функция усовершенствования кооперации между участниками в части разработки новой техники. Не секрет, что процесс внедрения в серийное производство нового Ан-140 сыграл с Харьковским авиазаводом злую шутку в конце 90-х, в похожем положении сейчас может оказаться и "Авиант" с самолетом Ан-148. С одной стороны, разработчик выполнил свою часть работы, получив сертификат типа на самолет, с другой - внесение дополнений и исправлений не заканчивается после сертификации, но, получается, что внедрение всех изменений становится головной болью серийного завода, и его же финансовыми расходами. И схема эта давно нуждается в усовершенствовании со стороны концерна, раз уж Минпромполитики не было времени и желания усовершенствовать кооперационные отношения между предприятиями.

По уставу, сформированная структура больше всего напоминает некое министерство. Это, к сожалению, не МАП, но, к счастью, и не Минпромполитики. Несмотря на утверждение о вредоносности объединения "ужа с ежом", высказанное народным депутатом Вячеславом Богуслаевым, управление структурой может получится более эффективным, нежели было до сих пор. Все зависит от желания и целей генерального директора концерна, правления, и предприятий-участников....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка