О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатели пятого поколения запустят на второй круг

Первый вице-премьер С.Иванов потребовал ускорить работу над созданием нового двигателя для истребителя пятого поколения. Новый главком ВВС А.Зелин в ответ впервые подтвердил, что первые машины будут укомплектованы моторами производства НПО "Сатурн"

Первый вице-премьер Сергей Иванов вчера потребовал ускорить работу над созданием нового двигателя для истребителя пятого поколения. Новый главком ВВС Александр Зелин в ответ впервые подтвердил, что первые машины будут укомплектованы моторами производства НПО "Сатурн". Но основной конкурент НПО, ФГУП "Салют", вскоре получит возможность взять реванш: летом Минобороны проведет тендер на разработку двигателя для полностью доведенного самолета. Стоимость программы в несколько раз больше, чем то госфинансирование, которое положено "Сатурну".

Вчера военно-промышленная комиссия во главе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым провела заседание по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, истребитель пятого поколения). По словам участников заседания, которое проходило в закрытом режиме, господин Иванов потребовал ускорить заключение контракта на разработку авиадвигателя для ПАК ФА, поскольку "его отсутствие тормозит весь проект". Новый главком ВВС Александр Зелин (о его назначении стало известно 10 мая) в перерыве заседания уточнил, что на первые образцы истребителя пятого поколения будет ставиться двигатель проекта 117 НПО "Сатурн". Таким образом, господин Зелин впервые публично высказал, чью сторону принимает в длящейся уже несколько лет борьбе "Сатурна" и ФГУП "Салют" за право разработки этих двигателей.

В 2005 году главный разработчик истребителя, АХК "Сухой", выбрал партнером "Сатурн". Но бывший главком ВВС Владимир Михайлов продолжал лоббировать разработку "Салюта". В декабре 2006 года ВВС приняли на вооружение переходный к пятому поколению двигатель АЛ-31Ф-М1 "Салюта", но только для модернизированных Су-27. Варианты АЛ-31Ф-М2 и АЛ-31Ф-М3 "Салют" предлагает для ПАК ФА. Но вчера Александр Зелин заверил, что КБ "Сухого" создавало истребитель пятого поколения первого этапа именно под разработку "Сатурна". Президент ОАО "Объединенная авиастроительная компания" Алексей Федоров пояснил Ъ, что первый истребитель ПАК ФА должен подняться в воздух до конца 2009 года. При этом в "Сатурне" признают, что первый этап проекта предполагает модернизацию существующей модели двигателя, а не создание принципиально новой конструкции. Поэтому финансируемый государством бюджет проекта невелик, по неофициальной информации (проект засекречен), около $500 млн.

Гораздо большие средства будут направлены на второй этап проекта - разработку нового двигателя, с более мощными тягой и ресурсом. По словам заместителя главы военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, тендер по второму этапу проекта Минобороны проведет уже летом и на нем снова будут конкурировать НПО "Сатурн" и ФГУП "Салют". Второй этап ПАК ФА планируется завершить к 2015 году. Закупки ПАК ФА начнутся с 2010 года, в первую очередь будет закуплено по одной эскадрилье для регионов Дальнего Востока и Кавказа. Финансовые параметры проекта господин Путилин сообщить отказался. Ряд вошедших в программу участников отрасли уточнили Ъ, что стоимость создания и подготовки производства ПАК ФА составит около $10 млрд, из них на двигатель уйдет $2-3 млрд. То есть основная борьба за бюджетные средства у "Сатурна" и "Салюта" впереди.

Как сообщил Ъ источник в правительстве РФ, итоги тендера планируется подвести до конца года, но все будет зависеть от степени проработанности проектов, которые представят участники. "Оба проекта находятся на бумаге, даже не в экспериментальной отработке",- утверждает собеседник Ъ. Представители "Сатурна" и "Салюта" подтверждают, что ведут работу над новым проектом и рассчитывают, что госфинансирование для победителя тендера откроют уже в следующем году, поскольку к моменту сертификации ПАК ФА второго этапа двигатель должен быть готов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка