О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Поволжью предложили скинуться

ОАО "Казанское авиапредприятие" предложило руководству Башкирии, Самарской и Нижегородской областей организовать межрегиональные перелеты. При этом предприятие просит компенсировать всю сумму расходов за аэропортовые услуги

Как стало известно "Ъ", ОАО "Казанское авиапредприятие" (КАП), обладающее свободным парком из 5 чешских самолетов L-410 малой дальности, предложило руководству Башкирии, Самарской и Нижегородской областей организовать межрегиональные перелеты для возобновления воздушного сообщения между столицами регионов Поволжья. При этом КАП просит региональные власти компенсировать аэропортам этих городов всю сумму расходов за аэропортовые услуги: лишь при совместном финансировании авиакомпания сможет сделать стоимость перелета доступной для пассажиров - до 2 тыс. рублей. Речь идет о компенсации в 500 млн. рублей. По мнению экспертов и участников рынка, лоббистские усилия КАП вряд ли получат поддержку региональных властей.

В распоряжении "Ъ" оказалась копия письма генерального директора ОАО "Казанское авиапредприятие" Гали Насырова, направленного президенту Башкирии Муртазе Рахимову, губернатору Самарской области Константину Титову и губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. В своем письме господин Насыров предлагает возобновить воздушное сообщение между Казанью, Уфой, Самарой и Нижним Новгородом, объединив их в единое авиатранспортное кольцо. На межрегиональные перелеты господин Насыров рассчитывает поставить 5 чешских самолетов L-410 выпуска 1990 года, предназначенных для полетов на расстоянии от 300 до 1 тыс. км. Сейчас транспортное движение между этими городами осуществляется по железной дороге и на автобусах. К примеру, из Казани в Уфу поезд идет 22 часа, а автобус - 12 часов. Почти столько же времени уходит, чтобы доехать из Казани в Нижний Новгород.

Однако господин Насыров в своем письме обращает внимание на невозможность сугубо коммерческой эксплуатации L-410, так как высокие затраты на их обслуживание приведут к оттоку пассажиров. Для снижения тарифов до приемлемого для пассажиров уровня (от 1,5 до 2 тыс. рублей - "Ъ") господин Насыров предлагает региональным властям субсидировать авиаперевозки на этом направлении. "Считаю разумным, если региональный бюджет компенсирует принимающему аэропорту 100% расходов за оказание аэропортовых услуг КАП, включая стоимость ГСМ, аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения. Данная схема компенсации была бы не только справедливой, но и позволила бы авиакомпании установить приемлемые тарифы для населения", - говорится в письме господина Насырова.

Вчера гендиректор КАП подтвердил "Ъ" существование подобного проекта, указав, что проблема воздушных перевозок в восточной части Поволжья остается нерешенной. "Мы не видим другого варианта начала воздушного движения между этими городами: если установить обоснованную коммерческую стоимость перелета L-410 в 6-7 тысяч рублей, то авиакомпания вряд ли найдет пассажиров. С другой стороны, если установить тариф в 2 тысячи рублей, который вызовет массовый спрос, то КАП придется пойти на убытки", - сказал господин Насыров. Иначе говоря, КАП готов возобновить воздушное сообщение над Поволжьем, если региональные бюджеты предоставят им возможность бесплатного обслуживания в аэропортах принимающих городов (Казань - Уфа - Самара - Нижний Новгород). Участники рынка оценивают вероятный размер компенсаций в 500 млн. рублей в год, указывая, что топливная составляющая занимает от 30% до 50% себестоимости перелета.

В администрации Самарской области "Ъ" подтвердили факт обращения к ним главы КАП, но высказались против субсидирования казанского авиаперевозчика. "КАП предлагает не учреждение совместного проекта, когда прибыль каким-либо образом делится между его участниками и позволяет нам вернуть деньги в бюджет. А косвенное субсидирование КАП региональным бюджетом противоречило бы законодательству", - заявил руководитель департамента информационной политики правительства Самарской области Андрей Колядин. "По закону мы не имеем право поддерживать коммерческие организации за счет налогоплательщиков, если не будем получать еще большую прибыль, которая может пойти на реализацию социальных проектов", - отметил он.

Гендиректор ОАО "Международный аэропорт "Курумоч"" Леонид Шварц сообщил "Ъ", что такого предложения от КАП аэропорту не поступало. При этом он отметил, что "Курумоч" сам занимается организацией региональных перевозок, чтобы связать все города Поволжья. "В рамках этого проекта наши представители несколько месяцев назад ездили в Казань, чтобы взять в аренду чешские самолеты L-410", - удивился господин Шварц.

Гендиректор ОАО "Международный аэропорт "Казань"" Петр Трубаев вчера сообщил "Ъ", что предложение от КАП поступило еще осенью прошлого года. "Для нас чем больше перевозчиков - тем лучше. У нас есть установка: мы вновь образовавшимся рейсам готовы предоставлять 30%-ную скидку, - сказал он. - Но нужно, чтобы свое согласие дали и другие аэропорты. Но вопрос висит с осени прошлого года и до сих пор непонятно, когда он решится и решится ли вообще".

Коммерческий директор ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" Виктор Пархоменко, в свою очередь, не стал комментировать инициативу КАП, пояснив, что не слышал о таком предложении.

В ОАО "Международный аэропорт "Уфа"" идею КАП оценили как "не слишком привлекательную, но вполне реальную" при условии субсидий из бюджета республики.

Добавим, что в мае этого года КАП уже передало 3 самолета L-410 по фрахтовому соглашению екатеринбургскому авиаперевозчику "Авиапрад", который сумел организовать "уральское кольцо" между Екатеринбургом, Уфой, Магнитогорском и Няганью. Передав самолеты во фрахт, КАП получило гарантию ежемесячных поступлений за эксплуатацию "Авиапрадом" трех L-410 (ожидаемую годовую сумму дохода компания не называет, указывая, что платежи за техническое обслуживание судов включают 12% рентабельности).

Отраслевые эксперты считают, что проект КАП по бесплатному обслуживанию в поволжских аэропортах демонстрирует самый простой и привлекательный для самого авиаперевозчика подход в создании "поволжского кольца". "По большому счету, для авиакомпании это очень простая и выгодная схема налаживания авиаперевозок. Фактически компания намерена продавать только билеты, а значительную часть расходов хочет переложить на кого-то", - считает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его мнению, самолет такой размерности, с точки зрения бездотационной эксплуатации, особо больших перспектив в этих регионах не имеет. А учитывая, что конкуренция с наземным транспортом в этих направлениях очень велика, то авиакомпании придется искать другие подходы в реализации подобных планов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка