Независимая газета
19 июня 2007, 11:58
В Европу со своим самоваром
В парижском пригороде Ле Бурже открылся очередной, 47-й авиакосмический салон, по праву считающийся крупнейшим на планете. Россия - традиционный участник этой международной выставки не приготовила никаких сюрпризов
В нынешнем году, по сообщениям информационных агентств, в парижском салоне принимают участие около двух тысяч фирм из 42 стран мира. В том числе, естественно, и российский ОПК, его ведущие авиастроительные и оружейные фирмы, экспортеры боевой техники. Такие, как "Сухой", "МиГ", "Иркут", "Камов", "Миль", "Рособоронэкспорт", которые тоже являются постоянными участниками выставки "достижений авиакосмической индустрии". И те, что впервые выставляют свою продукцию на суд специалистов и обычных зрителей. Такие, как "Алмаз-Антей" и ЦАГИ имени Жуковского.
В Ле Бурже отечественные оружейники привезли 374 экспоната, выставленных под эгидой 24 фирм. В абсолютном большинстве среди этих экспонатов макеты, постеры, щиты со схемами и фотографиями, рекламные проспекты. Столь скромное участие России в салоне объясняется несколькими причинами. Одна из них в том, что везти натурные образцы в Ле Бурже дорого, а в тот же год с салоном во Франции проходит Московский авиакосмический салон (МАКС) в подмосковном Жуковском, и все изюминки собственной продукции наши "оборонщики обычно припасают для него. Кроме того, в Европе, где доминирует военно-промышленный комплекс ЕС и США, нашу военную - как авиационную, так и космическую - продукцию не очень сильно покупают. И тратиться на пиар, не ожидая от него должной отдачи, все-таки накладно. Не все предприятия ОПК готовы на это пойти.
Тем не менее без "русских гвоздей" Ле Бурже не останется. Им должен стать многофункциональный легкий истребитель МиГ-29ОВТ (МиГ-35, как его еще называют). Последние буквы в названии самолета означают отклоняемый вектор тяги. Эти "рули" на соплах двигателей вместе с системой управления истребителя позволяют машине "вертеться вокруг своего хвоста", совершая немыслимые акробатические фигуры высшего пилотажа, которые всегда вызывают зависть у конкурентов и восторг у зрителей. Но такое уникальное свойство "МиГа" предназначено, конечно, не для того, чтобы покорять сердца зевак, а для достижения преимущества в ближнем воздушном бою. Когда истребитель вдруг "останавливается" на закрученной вверх свече и начинает плавно "сползать" вниз, его засветка пропадает на экране чужого локатора, а летящая в него ракета "спотыкается" на скорости и теряет цель…
На прошлом, 46-м парижском салоне такие уникальные свойства демонстрировал многофункциональный истребитель "Сухого" - Су-27СМК, теперь настала очередь машины "МиГа". Тем более что этот истребитель сейчас является участником тендера на поставку в ВВС Индии, где на кону стоит около 6 млрд. долл. А его конкуренты - американский F-16 Eagle, как и шведский Gripen и французский Mirage, - тоже участники салона в Ле Бурже. Пусть специалисты, в том числе и из Дели, сравнивают.
Другая российская авиастроительная фирма АХК "Сухой" сделала ставку только на модели своей продукции. И среди них среднемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi SuperJet-100, его пассажирская кабина и кабина пилотов. Сделано это, естественно, с умыслом. SuperJet создается в России с участием зарубежных фирм: американских (крупнейшая из которых Boeing), французской Thales (поставляет для самолета приборы авионики и логистики), Snecma (вместе с российским НПО "Сатурн" создала для него двигатель), а также европейской Liebherr, (делает системы дистанционного управления и системы кондиционирования), и многих других. Например, Messier Dowty, Intertechnique, Hamilton Sundstrand, B/E Aerospace и Honeywell…
Главная задача российской экспозиции в Ле Бурже, сказал "НГ" заместитель гендиректора АХК "Сухой" Вадим Разумовский, показать, что у отечественного авиапрома есть еще порох в пороховницах, что он начинает выздоравливать, а заодно и подчеркнуть, что наша страна является полноправным участником международного разделения труда и без нее невозможно не только решать ни один геополитический вопрос, но и промышленно-экономические тоже.
Участие России в Ле-Бурже
Российское участие в авиакосмическом салоне в Ле Бурже запомнилось демонстрацией здесь истребителей Су-27 и МиГ-29, первого реактивного пассажирского лайнера Ту-104 и сверхзвукового лайнера Ту-144 (разбился на этой выставке в 1979 году), а также катастрофой истребителя Су-30МК в 1999 году - летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур, пилотировавший этот самолет, благополучно катапультировался. Кроме того, помнится и скандальная история со швейцарской фирмой НОГА, по иску которой в 2001 году парижские судебные органы пытались арестовать российский многофункциональный истребитель Су-27. В 2005 году здесь впервые был представлен публике многоразовый космический аппарат "Клипер". В этом году он также привезен в Париж....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"