О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Космические контракты Ле Бурже

Традиционно на старейшем в мире аэрокосмическом салоне на аэродроме Ле Бурже к очень сильно выступают именно космические фирмы

Традиционно на старейшем в мире аэрокосмическом салоне на аэродроме Ле Бурже к северу от Парижа очень сильно выступают именно космические фирмы. Так исторически сложилось, что второй по размаху аэрокосмический салон мира - Фарнборо - проводится в Великобритании, где до недавнего времени правительство и частный бизнес уделяли космосу ограниченное внимание. Франция же всегда вкладывала в космические проекты значительные средства. Поэтому получается, что мировая "космическая индустрия" собирается вместе на крупной выставке лишь раз в два года, тогда как авиационная - раз в год (салон Ле Бурже проводится по нечетным годам, выставка Фарнборо - по четным).

По данным журнала Flight International, в прошлом году на гражданские космические программы США направили 17,3 млрд. долларов, Европа - 6 млрд., Япония - 2,23 млн., Россия - 821 млн. Поэтому понятно, что на нынешнем салоне "космическое направление" оказалось превалирующим. Объединенную российскую делегацию возглавил руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов. Отвечая на вопрос корреспондента "ВПК" о работе с Европой по перспективной пилотируемой системе на пресс-конференции российской делегации, Анатолий Николаевич пояснил: "Мы действительно работаем по программе пилотируемой космонавтики с Европейским союзом. У нас заключено соответствующее соглашение с нашими европейскими партнерами. И на сегодняшний день достигнута договоренность о взаимной работе в рамках этого соглашения по всем направлениям. До конца года должно быть принято соответствующее решение".

Далее руководитель Роскосмоса сообщил, что во время первых двух дней работы салона Россия подписала с Европейским космическим агентством ESA и входящими в его состав структурами четыре контракта. Главный из них - с Arianspace по запускам первых четырех ракет-носителей "Союз" с Гвианского космического центра. Заказчиками услуг по выводу в космос полезной нагрузки являются европейские страны. Кроме того, подписан контракт по созданию космических аппаратов связи, в качестве соисполнителей которого выступают НПО ПМ и Thales Alenia Space. А также контракт с немецкой фирмой "Кайзер Треде" на использование разгонного блока "Фрегат" НПО им. С.М. Лавочкина для обеспечения вывода на заданные орбиты космических аппаратов научного назначения. Плюс к тому подготовлено четыре соглашения между Роскосмосом и американским агентством НАСА по научным космическим аппаратам. Анатолий Перминов также отметил соглашение между Роскосмосом и ESA по установке российского научного оборудования на японско-европейском аппарате "Бепи-Колумбо". Всего же было подписано восемь соглашений.

Корреспондент "ВПК" также поинтересовался мнением Анатолия Перминова в отношении возможности совместного использования глобальных спутниковых систем навигации с учетом последних задержек с реализацией европейской программы "Галилео" и ускорения российской ГЛОНАСС. "Что касается задержки по "Галилео", то это внутреннее дело европейских стран, - ответил глава Роскомоса. - Что касается ускорения создания системы ГЛОНАСС, то все вопросы открыты, решения приняты, идет реализация принятых решений. К 2010 году система будет полностью работать. Мы сейчас действительно работаем на перспективу, так, чтобы при создании системы "Галилео" были учтены все вопросы взаимодействия с системой ГЛОНАСС. Готовим соглашение о взаимодополняемости этих систем с таким расчетом, чтобы иметь совместные приемники наземной аппаратуры для потребителей ГЛОНАСС-"Галилео". И такую же работу мы проводим с GPS."

В настоящее время по целевому назначению используется 12 аппаратов ГЛОНАСС. Еще один находится на орбите, на стадии ввода в эксплуатацию. В конце текущего года предстоит вывести на орбиту еще шесть спутников улучшенной конструкции "ГЛОНАСС-М". С их вводом в действие в начале следующего года этих спутников будет достаточно для обеспечения полного покрытия территории России с вероятностью получения сигнала конечным пользователем более 99%. А полная орбитальная группировка из 24 аппаратов должна быть развернута в конце 2009 г.

Конечно, журналисты живо интересовались состоянием дел на Международной космической станции после сбоя компьютеров, поставленных российским космическим фирмам европейскими коллегами из Astrium. "Cегодня положение на МКС стабильное, - пояснил Анатолий Николаевич, - оно не вызывает угрозы безопасности экипажа станции. Мы разобрались с техническими неисправностями. И, самое главное, разобрались в причинах возникновения неисправностей. На наш взгляд, они связаны с постановкой новых антенн солнечных батарей и их развертыванием. К сожалению, компьютеры, установленные на МКС, оказались недостаточно защищены от большого статического напряжения, которое возникает при таких операциях внезапно. Причина выяснена, и сейчас на земле российские специалисты в короткие сроки стремятся изготовить необходимое оборудование и ЗИП и отправить его к станции на очередном грузовике "Прогресс". Если потребуется, то возможно (и сейчас мы этот вопрос рассматриваем) изменение сроков запуска "Прогресса".

Присутствующие на салоне руководители ведущих предприятий отрасли с готовностью разъясняли детали событий, о которых рассказал глава Роскосмоса. Не будет преувеличением сказать, что в центре внимания и российских, и европейских строителей космических аппаратов - перспективная пилотируемая транспортная система. Так, представители РКК "Энергия" рассказали "ВПК", что фирма продолжает разработку системы "Клипер". Как показывает бизнес-план, система "Клипер" будет экономически эффективной и окупаемой, если учесть рынок платных услуг. Предлагается создать систему до 2015 г. и, начиная уже с 2015 г., вывести ее на международный космический рынок. Согласно бизнес-плану на НИОКР и отработку первых комплексов необходимо 500 млрд. рублей.

Роскосмос также ведет взаимодействие с Европейским космическим агентством в том числе и по вопросам совместных исследований в области перспективных пилотируемых систем. Европа главным образом заинтересована в доработке пилотируемых кораблей "Союз", чтобы они гарантированно обеспечили функционирование МКС до появления новых европейских или американских систем доставки экипажей. Роскосмос и ESA уже подписали некоторые основополагающие документы по совместным исследованиям в области пилотируемой космонавтики. Сейчас Роскосмос формирует предложения по программе общей работы российских и европейских фирм.

Система "Союз" работает уже в течение 40 лет. Она используется при строительстве как пилотируемых, так и автоматических космических аппаратов. В 2001 г. была создана очередная модификация космического корабля. Но часть его комплектации остается на уровне технологий 60-х годов. Некоторые элементы уже снимаются с производства, другие сильно морально устарели, третьи становятся необоснованно дорогими в производстве, учитывая уровень их характеристик. Поэтому требуется очередная модернизация "Союза". РКК "Энергия" ведет глубокую модификацию с тем, чтобы "Союз" мог летать не только к МКС, но и к Луне.

Основной упор делается на значительное улучшение бортовых систем, связанное с переходом на цифровые технологии. Что позволит расширить функциональные возможности "Союза", снизить его конструктивный вес, поднять платную нагрузку, улучшить показатели себестоимости. В будущем "Союз" будет использоваться не только для полетов к МКС, но еще и для автономных полетов, в том числе, возможно, и по российской лунной программе, если таковая найдет поддержку в правительстве РФ.

Подготовлено технико-экономическое обоснование проекта "Союз-К". В случае принятия данного обоснования и обеспечения достаточного уровня финансирования "Союз-К" окажется на орбите уже в 2011 г. Новые цифровые системы разрабатываются так, чтобы затем могли найти применение на "Клипере". Эта перспективная система обещает значительное снижение себестоимости полетов и снижение нагрузки на космонавтов. Ракетно-космическая система "Клипер" включает в себя одноименный многоразовый космический корабль. Она позволит в три раза снизить стоимость пилотируемых полетов и в четыре раза - доставку грузов на орбиту.

Не менее важным сегодня с коммерческой точки зрения является проект строительства в России коммуникационных спутников следующего поколения. Для этого на парижском салоне подписано соглашение, по которому Россия вместе с Thales Alenia Space будет создавать новые перспективные спутниковые платформы. На первом этапе ставится вопрос по общей платформе на базе перспективного спутника разработки НПО ПМ "Экспресс-2000" и уже существующей платформы Thales Alenia Space "Space bus 4000". Предполагается сделать некую конвергентную модель, которая объединит лучшие элементы обеих платформ и может быть предложена как российскому, так и зарубежному заказчику. Новый спутник будет использовать российские элементы, в том числе солнечные панели и конструктив (частично). Об этом "ВПК" рассказал генеральный директор - генеральный конструктор НПО ПМ Николай Тестоедов. Необходимость "российского происхождения" диктуется законодательством РФ - государственные органы могут закупать соответствующие изделия только у отечественных производителей. При этом, однако, спутники должны быть максимально эффективными. Достичь высоких показателей использования полезной нагрузки сегодня можно лишь с применением определенных видов оборудования европейского производства. Поэтому для комплектации спутников серии "Экспресс" покупаются звездные датчики Sogerma, компьютеры Astrium, лампы бегущей волны и транспондеры Thales Alenia Space. Создание нового спутника ознаменует шаг вперед: там не будет сегодняшней схемы "платформа российская - полезная нагрузка западная". Из отдельных фрагментов будет собираться практически новая платформа. Окончательная сборка будет в Красноярске-26.

Запускаемые сегодня в интересах российских заказчиков спутники серии "Экспресс-АМ" имеют 27-30 "стволов" (транспондеров). Они относятся к классу средних спутников связи - в этом секторе рынка российские производители занимают достаточно твердые позиции. На западном же рынке наиболее популярны тяжелые коммуникационные спутники весом до 5-6 тонн и числом стволов 55-70. Соответственно, для них требуется значительно больше электроэнергии - до 10-15кВт. Пока в России нет платформы, способной обеспечивать такое энергопотребление. И вот ее-то мы и создаем совместно с Thales Alenia Space.

Переговоры с европейскими партнерами по данной теме велись полгода. И вот на Ле Бурже подписан меморандум, в котором закреплены определенные в результате переговоров основные принципы создания нового спутника. При этом сотрудничество идет не "с нуля" - уже десять лет успешно эксплуатируется спутник SiSat, созданный совместными усилиями НПО ПМ и Thales Alenia Space. Новый спутник будет иметь массу на орбите порядка трех тонн.

Конечно, одним космосом Ле Бурже не ограничился. Во время салона стало известно о поставке Сирии истребителей МиГ-31 и МиГ-29. Однако руководители ФГУП "Рособоронэкспорт" и РСК "МиГ" предпочитали не давать прямых ответов журналистам на сирийские и иранские темы. "Мы сейчас активно предлагаем странам-пользователям самолетов фирмы "МиГ" устаревших марок МиГ-21/23/25 различные варианты перехода на новую технику, в том числе и по зачетным схемам "трейд-ин", - так высказался в интервью "ВПК" заместитель руководителя РСК "МиГ" Владимир Выпряжкин. - Могу подтвердить, что на истребители МиГ-29М1/М2 уже есть твердые контракты. Не могу назвать покупателей, но скажу, что они появились в течение этого года".

Есть продвижение и по проекту переоснащения истребителя-бомбардировщика МиГ-27 на двигатель АЛ-31Ф. Первая такая машина поднимется в воздух уже этим летом. Работы, проводимые на первом прототипе на территории опытного завода Инженерного центра имени А.И. Микояна, завершены, самолет передается на летно-испытательную станцию. Эта машина создается с прицелом на Индию. Но Дели пока не принял решения о переоснащении парка строевых самолетов МиГ-27МЛ (среди местных авиаторов они известны под именем "Бахадур") со штатных Р-29-300 на АЛ-31Ф. С учетом других стран, эксплуатирующих самолеты семейства МиГ-23 и МиГ-27, потенциал рынка оценивается величиной до 200 машин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка