Ведомости
23 июля 2007, 09:44
Владислав Филев, генеральный директор авиакомпании "Сибирь": "Это как любовь. Шел-шел - и вдруг…"
В.Филев готовится к небывалому росту пассажиропотока внутри России, отодвигая планы по международной экспансии "на потом". В интервью он рассказал, зачем отделил бизнес по перевозкам от сервисных подразделений, когда собирается покинуть кресло гендиректора "Сибири" и почему все акции авиакомпании записаны на жену
- Ожидается, что в 2007 г. государство выставит на продажу свой 25,5%-ный пакет "Сибири". Купите?
- Всегда вопрос цены. Мы никогда не покупаем дорого.
- Но желание купить госпакет есть?
- У меня - нет.
- А необходимость с точки зрения бизнеса?
- Когда будет велика - купим.
- Но могут и опередить?
- Значит, не повезло.
- А если аукцион объявят на следующей неделе, пойдете?
- У нас сейчас другие задачи.
- Ну да, вы купили много самолетов…
- И это правильно. Сравните: самолет - красота, мощь, а акции - запись где-то в компьютере.
- Сколько вы заключили контрактов на покупку новых лайнеров в 2007 г.?
- На 35 Boeing и 38 Airbus. Из них 20 новых Boeing 737-800, девять A319 и четыре A320 мы берем в операционный лизинг. Boeing в лизинг дает компания Cramington, Airbus - ILFC и Cramington на срок от шести лет. 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner оформлены в финансовый лизинг. На Ле-Бурже заключили твердый контракт на 25 A320.
- Действительно ли все кредиты, взятые для покупки самолетов, оформляются на "Сибирь", а самолеты - на S7 Group? Для чего это делается?
- Кредиты дают тем компаниям, которые берут самолеты. Dreamliner мы взяли на S7 Group, а дальше нам предстоит определиться, кто их будет эксплуатировать - "Сибирь" или, например, S7 Charter. Boeing 737 пойдут на чартерные перевозки, первые 10 поступят в 2010-2011 гг. A320 предназначены для "Сибири", ждем их в 2008 г. А пока до погашения кредита каждый самолет будет оформлен на отдельную компанию. Это удобно - для залога.
- Когда будет реализован опцион на 10 Boeing 787 Dreamliner?
- Предполагаю реализовать в 2010 г. или позже. У нас еще опцион на 10 Boeing 737.
- А откуда ресурсы? Кроме авиационного бизнеса чем-то еще занимаетесь? Слышала, что Филевы собираются выпускать собственную алкогольную продукцию и занимаются недвижимостью.
- У нас нет в S7 Group активов, не связанных с авиационным бизнесом.
- А не в группе?
- Тоже нет.
- Сколько берете в кредит? Или хотя бы какую долю от необходимой суммы?
- Финансовая часть сделок - военная тайна. Она настолько военная, что я не имею права сказать цену самолета, по которой его беру.
- Ниже каталожной?
- Да.
- Выгодная скидка?
- Чем дешевле самолет, тем меньше доля, которую я плачу собственными деньгами.
- На какой срок берете кредит?
- На 12 лет. При сроке окупаемости самолета от 12 до 18 лет. Скорее всего момента, когда самолет может перейти из собственности банка в собственность S7 Group, я уже не увижу в этой должности.
- А разве вы хотите уйти с поста гендиректора "Сибири"?
- Я уже десятый год возглавляю компанию. Больше 20 лет вряд ли отсижу.
- Успеете завершить обновление парка?
- Это как ремонт: его завершить нельзя, можно только остановить.
- Airbus A320 будут заменять Ту-154?
- Да, "тушкам" много лет.
- А старые самолеты - в металлолом?
- Да.
- Сколько может дать старый самолет?
- $50 000.
- Всем новым самолетам найдете применение?
- В 1991 г. в СССР пассажиропоток составлял 90 млн. человек. Потом был спад в 4,5 раза. Шесть лет назад российские авиакомпании перевезли 20 млн. В этом году ожидается более 40 млн. К 2014 г., когда придет время получать наши "лайнеры мечты", пассажиропоток может быть 60-80 млн. человек. Если будет 80 млн., то единственная проблема, которая у нас возникнет, - дефицит кресел. Возможно, мы попросим Boeing увеличить вместимость самолетов на 40 мест (вместимость заказанных - 246 мест. - "Ведомости"). Кстати, Boeing изменила прогноз, сколько нашему рынку потребуется новых самолетов в ближайшие 20 лет, с 800 на 1000.
- Почему не покупаете российские самолеты?
- Я бы с удовольствием купил МиГ-29, но он не возит людей. А новые пассажирские самолеты нам еще предстоит увидеть и оценить, насколько они будут соответствовать нашей маршрутной сети и планам по ее расширению.
- Есть ли планы строить собственные топливозаправочные комплексы в аэропортах?
- Это другой бизнес, мы хотим сосредоточиться на том, что мы хорошо научились делать, - на авиаперевозках. От непрофильных активов, напротив, избавляемся, новые приобретать не будем.
- Вам нравится зеленый цвет самолетов "Сибири"?
- Да. Я же военный. Кстати, все новые самолеты с завода мы будем получать уже покрашенными в фирменные цвета.
- Говорят, что этот цвет придумала ваша жена Наталья Филева?
- Все придумывают в Лондоне. За это надо просто заплатить.
- Вы именно так поступили?
- Да. Мы придумали только одну настоящую штуку: мы никогда ничего не придумываем сами. Мы обращаемся к самым дорогим консультантам, и они нам все придумывают.
- Ребрендинг "Сибири" оценен в $5 млн.
- Думаю, что это заниженная стоимость. Если считать разработку идеи, покраску, сопутствующие материалы, промоакции, это скорее десятки, чем единицы, миллионов долларов.
- Откуда взяли деньги?
- Приходишь в банк брать кредит на $1 млрд. на 12 лет, если тебя не знают, то выставят 9% годовых, а если знают - 8,5%. Нас знают. И 0,5% на этой сумме за 12 лет будут равны $60 млн. Вот и деньги на ребрендинг выкроили.
- А зачем вам ребрендинг?
- Мы выделяемся, привлекаем внимание - и не только пассажиров. В буклете Boeing про Dreamliner есть фотография, на которой самолет выкрашен в наши цвета. Мы об этом даже не знали.
- Про IPO не думаете?
- Нет. Может быть, я не являюсь настоящим капиталистом. И в этом смысле я еще не дошел до того, чтобы работать на стоимость компании. Пока я люблю операции. Наверное, самый успешный менеджер, кто занимается стоимостью авиакомпании, - [гендиректор "Аэрофлота" Валерий] Окулов. Когда-нибудь и наша компания будет этим заниматься, но пока я не почувствовал тяги.
- Нет ли планов приобрести иностранную авиакомпанию и выйти на рынок перевозок других стран?
- Уже проходили. Два года назад продали Armavia. Мы хотим сосредоточиться на России.
- Когда "Сибирь" вступит в международный авиаальянс One World, переговоры с которым ведет авиакомпания? В другой альянс - Sky Team вступить уже нельзя: туда вступил ваш конкурент "Аэрофлот".
- "Аэрофлот" - скорее старший брат.
- Но лучше с братом в разных альянсах находиться. Тем более со старшим…
- В альянсы нас зовут. Решения еще нет - пока обсуждаем. Пассажирам это даст новые возможности: доступ к самым сложным иностранным маршрутам, скидки и более низкие тарифы на зарубежных рейсах. Альянсам нужна наша уникальная маршрутная сеть - для разлета во все российские регионы через узловые центры "Сибири". Но чтобы войти в какой-либо альянс, надо летать на международных линиях, как "Аэрофлот".
- Собираетесь летать во Францию, Великобританию?
- Не пускают. Там "Аэрофлот", "Трансаэро", British Airways, Air France - KLM.
- А где у вас регулярные рейсы за границу?
- Китай, Корея, Германия, Черногория, Болгария, Египет, Австрия, Турция, Таиланд, Канарские острова, ОАЭ, все страны СНГ…
- Есть ли направления, куда очень хотели бы попасть?
- В Париж, Лондон очень бы хотели попасть. И конкурировать.
- А возможности есть?
- Желание есть, а возможностей нет. Будем ждать, когда "старший брат" состарится, а мы будем еще молодыми. Мы же еще подростки.
- Как появилась S7 Group?
- Идеально для авиакомпании не иметь ничего [не связанного с перевозками] и на конкурентных условиях покупать запчасти и услуги на рынке, в том числе услуги технической службы, агентов по продаже билетов, компаний, организующих бортпитание и заправку. В Европе все именно так. В России - нет. Два года назад я решил создать квазиконкуренцию внутри группы, выделив [из авиакомпании] сервис в отдельные структуры. Перед ними стоит задача через какое-то время брать не менее 50% заказов от сторонних организаций.
- То есть от конкурентов?
- Да. Наше инженерное подразделение, которое занимается самолетами западного производства [Boeing 737, Airbus A319, A320 и A310], более четверти заказов выполняет для других компаний, в частности "КД-Авиа" и "ВИМ-Авиа". Но пока главным потребителем услуг является "Сибирь".
- Когда будет создан технический центр совместно с Lufthansa?
- Специалисты из Lufthansa у нас работают уже давно, регистрацией центра займемся в 2008 г.
- А туристическое подразделение "Сибири", ставшее в 2006 г. самостоятельным оператором, - S7 Tour тоже работает "на сторону"?
- Туры продаем как через собственную розничную сеть, так и через дистрибуторов. Мы сами продаем не более 20%, чтобы чувствовать рынок. Все остальное идет через турагентства.
- "Сибирь" пользуется услугами S7 Tour?
- Да.
- А скидки для нее есть?
- С "Сибирью" наша розница зарабатывает на 25% меньше, чем если бы она зарабатывала с другой компанией. Но "Сибирь" - самый большой клиент S7 Tour, поэтому она получает самые большие скидки.
- Создание весной компании S7 Charter говорит о том, что рынок чартерных перевозок вам интересен. Какую долю завоевали?
- Наша доля как на регулярных, так и на чартерных рейсах на уровне 13%. "Сибирь" - первая в России по объему внутренних перевозок. В чартерных уступает "ВИМ-Авиа" и "Атлант-Союзу". Компания уже большая, так что наша доля быстро расти не будет. Только если мы с кем-то объединимся.
- Уже приглядели актив для поглощения?
- Это как любовь. Шел-шел - и вдруг… Мы всегда приглядываемся. Еще не определились.
- Может, типаж опишете?
- Блондинка с зелеными глазами, большой грудью и богатым папой.
- И что же это за авиакомпания?
- "Аэрофлот". Шутка.
- Не боитесь, что AiRUnion станет вторым перевозчиком в России, потеснив "Сибирь"?
- Слухи об этом слегка преувеличены.
- Конкурентом AiRUnion считаете?
- Конкурентами считаю всех.
- Нет ли планов по запуску low cost перевозчика?
- Сегодня нет.
- А завтра?
- Не знаю. Но твердо скажу, что low cost перевозчик, какой он на Западе, в России невозможен. Средний билет самых дешевых компаний мира jetBlue, Ryanair стоит $60, с учетом аэропортовых сборов - $86. Они летают на расстояния до 900 км. Итого 9,5 цента - за кресло-километр. У "Сибири" кресло-километр стоит 8,5 цента.
- Почти 63% акций авиакомпании "Сибирь" записаны на вашу жену. Что предусмотрено в случае развода?
- Я возьму то, что вместится в мою сумку, и уйду.
- А акции?
- И потом мои дети будут говорить, что я их обобрал? У меня двое детей. Младшей дочери семь лет, старшей - 19. Да пусть горит. Я что, себе на жизнь не заработаю?
- Может, что-то на детей оформлено?
- Мама детей точно не обидит. Особенно наша мама.
- То есть в случае развода все акции остаются у жены?
- Она не хотела, я сам настоял. Я уже разводился. Я знаю, что это такое. Я женат второй раз.
- Тогда вы тоже все оставили?
- Да.
- Говорят, что настоящие владельцы "Сибири" - другие люди, а Наталья Филева - номинальный держатель.
- Что мы тогда своим девочкам оставим? Нет, конечно. Это семейная собственность.
- А дочери проявляют интерес? Хочется, чтобы бизнес оставался в семье?
- Старшая проявляет интерес к математике. Она учится на мехмате МГУ. Я предлагал ей идти на кафедру, которая занимается аэродинамикой. Но она отказалась.
- А потом она замуж выйдет. Скажет: "Не хочу этим заниматься", все придется продавать.
- Мне будет жалко. Но у нее свой выбор.
Биография
Владислав Феликсович Филев родился в 1963 г. в Южно-Сахалинске. В 1985 г. окончил Ленинградскую академию военно-космических сил им. Можайского. С 1985 по 1993 г. служил в Ракетных войсках стратегического назначения. С 1993 г. - замдиректора по экономике новосибирского завода "Металлист". С апреля 1996 г. - председатель совета директоров инвесткомпании "Еврофинансы-Новосибирск". С октября 1996 г. - замдиректора ОАО "БогучанГЭСстрой". В конце 1997 г. вошел в совет директоров авиакомпании "Сибирь" (Новосибирск), а в марте 1998 г. стал ее гендиректором.
О компании
Авиакомпания "Сибирь" (работает под брендом S7 Airlines) - вторая по величине в России: в 2006 г. перевезла 4,9 млн. пассажиров (годом ранее - 4,2 млн.). Выручка "Сибири" в 2006 г. - 25 млрд. руб. (в 2005 г. - 19,8 млрд. руб.), чистая прибыль - 61 млн. руб. (в 2005 г. чистый убыток - 98,8 млн. руб.), EBITDA - 1,1 млрд. руб. Замгендиректора Наталья Филева (жена гендиректора Владислава Филева) владеет 63,3% акций авиакомпании, 25,5% - у государства, 5% - в номинальном держании у Ситибанка, остальные - у сотрудников компании.
ЗАО "Группа компаний S7" (S7 Group) на 100% принадлежит Владиславу и Наталье Филевым. В группу входят S7 Tour, S7 Charter, S7 Cargo (грузовые перевозки), "S7 Инвест" и технические подразделения - "Сибирь-Техник", "S7 Инжиниринг", "Авиационный учебный центр". Финансовые данные всей S7 Group не раскрываются. В 2006 г. услугами S7 Tour воспользовалось около 40 000 туристов, оборот компании составил порядка $40 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 18, 2024
Лоукостер Spirit Airlines объявил о банкротстве
Ноябрь 18, 2024
В Индии внутренние авиаперевозки достигли рекордного суточного максимума