Ан-12 в "Домодедово" рухнул от старости?
Срок эксплуатации лайнера заканчивался в ноябре этого года
Но, набирая высоту, Ан-12 успел отлететь от взлетно-посадочной полосы только на четыре километра и подняться на 300 метров: в 4.16 он рухнул между Домодедовским кладбищем и деревней Семивраги. Пятнадцать тонн керосина в баках рванули сразу, обломки самолета разметало в радиусе километра.
Единственными очевидцами катастрофы стали работники кладбища, услышавшие резкий хлопок и увидевшие столб огня. Вскоре на место падения самолета примчались спасатели, пожарные, работники аварийно-спасательной службы аэропорта "Домодедово" и врачи.
Увы, сразу стало ясно, что помощь врачей потребуется позже - родным погибшего экипажа. Шансов выжить не было ни у кого из тех, кто был на борту. Погибли: командир экипажа 36-летний Игорь Золотов, 49-летний второй пилот Сергей Чернышов, 46-летний штурман первого класса Юрий Коробков, 35-летний бортмеханик Сергей Поляков, 35-летний бортрадист Роман Комаристый, 47-летний бортоператор Евгений Усачев, и 56-летний ответственный за техобслуживание Сергей Сорокин.
У Сергея Полякова вот-вот должна родить жена и он очень просил не посылать его в этот рейс. Сергею сказали: "Заменить тебя некем!"
Что могло произойти?
- Командир экипажа и второй пилот были в момент катастрофы в кабине, остальные - в салоне, - рассказывают специалисты, работавшие на месте трагедии. - Все сгорели заживо. После падения все двери заклинило, так что если бы кто чудом и уцелел, все равно наружу было не выбраться.
К четырем часам дня в воскресенье нашли лишь отдельные фрагменты тел. Чтобы искать останки, территорию вокруг поделили на квадраты, их прочесывали милиционеры, спасатели.
О причинах катастрофы, по словам специалистов, говорить пока рано. Но уже нашли три "черных ящика", которые передали на расшифровку в Межгосударственный авиационный комитет - он будет расследовать это ЧП.
Как нам стало известно, перед вылетом Ан-12 прошел необходимое предполетное техобслуживание, техники обнаружили лишь небольшие неполадки вроде неработавшей лампочки в салоне, которые на безопасность полета повлиять не могли.
Все специалисты в обсуждении версий трагедии сходятся в одном - прямой или косвенной причиной могла стать крайняя изношенность самолета. Погибший Ан-12 "дорабатывал" последние месяцы - его летный ресурс истекал 13 ноября нынешнего года. А эксплуатировать самолет начали аж 31 января 1964-го. 43 года! Это и для человека уже, как правило, возраст, в котором надо задуматься о здоровье. А тут - машина, которую гоняли все эти годы в хвост и в гриву.
Впрочем, не исключена, по-видимому, и версия "человеческого фактора". Уголовное дело возбуждено по ст. 263 ч.2 УК - "нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного и речного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц".
"Атран" - старейшая отечественная грузовая авиакомпания. Она открылась еще в 1942 году под названием "Авиатранс". В 1993 году ее приватизировали и сменили название.
Из досье "КП"
За почти 50 лет выпущено 1250 самолетов Ан-12. 160 из них побывали в ЧП: от технических неполадок в полете до катастроф. Этот показатель сравним с западным аналогом лайнера, английским самолетом С-130 Локхид. Довольно большое, по сравнению с другими самолетами-грузовиками, число аварий объясняется тем, что это очень распространенная модель. Так что по статистике, среднее число происшествий на количество часов, проведенных в воздухе, у Ан-12 очень благополучное.
Комментарий специалиста
Виктор Тимошкин, эксперт по безопасности полетов
- Я высказываю всего лишь предположения, естественно, в частности исходя и из того, что самолет старый и с ним всякое может случиться. У катастрофы могло быть несколько причин. Например, отказ двигателя на взлете. У таких лайнеров, как Ан-12 (с винтами) лопасти остановившегося движка обязательно должны сразу встать во флюгерное положение. То есть по направлению полета, как флюгер, чтобы не тормозить самолет. Если этого не произошло, скорость падает, а на взлете это очень опасно. Поставить лопасти как нужно можно и вручную, но у экипажа почти не было на это времени.
Вторая возможная причина - закрылки убрались несинхронно. Их выпускают перед разбегом, чтобы увеличить площадь и подъемную силу крыла - это нужно для взлета. А если они уходят не одновременно, самолет начинает крениться. Можно попытаться выровнять машину штурвалом, но опять же усилиями обоих пилотов, и на это тоже нужно время.
Кроме того, время вылета - 4 часа утра - самое тяжелое для всех, кто садится за штурвал. Как экипаж добирался до аэропорта, как он провел субботний вечер - пока неизвестно. При таком перелете желательно лечь в 4-5 часов дня, чтобы хорошо выспаться.
А в это время: В "Домодедово" мог разбиться еще один самолет
В эту субботу, 28 июля, в столице случилось еще одно авиапроисшествие. После взлета в 9 часов 44 минуты самолет Boeing 757 авиакомпании "ВИМ-Авиа" вынужден был вернуться в аэропорт "Домодедово" из-за треснувшего лобового стекла. На борту находились более двухсот пассажиров. К счастью, обошлось без пострадавших.
- Внешнее лобовое стекло самолета треснуло на высоте 10 тысяч 600 метров, - сообщили в пресс-службе "Домодедово". - Экипаж принял решение о возвращении в аэропорт вылета, то есть в "Домодедово". В 11 часов 45 минут самолет благополучно приземлился после того, как было выработано топливо. Сейчас создается комиссия по расследованию причин инцидента.
Пассажиры аварийного лайнера улетели в Неаполь другим самолетом в тот же день....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей