О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Триумф" уже состоялся

ЗРС С-400 открывает ранее недостижимые возможности в борьбе с воздушными целями

Войска Командования специального назначения ВВС России в этом летнем периоде решают очень непростые задачи. 6 августа в Подмосковье заступит на боевое дежурство первый полк, вооруженный самой современной зенитной ракетной системой С-400 "Триумф" (разработчик - НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина, входит в состав Концерна ПВО "Алмаз-Антей"). Как идет этот процесс? Какие возможности открываются перед войсками с получением "Триумфа"? На эти и другие вопросы представителей СМИ на брифинге в Минобороны ответил командующий войсками Командования специального назначения ВВС России генерал-полковник Юрий Соловьев.

- Юрий Васильевич, вы совсем недавно вернулись с полигона, где участвовали, прямо скажем, в эпохальном событии. Это были последние боевые стрельбы перед постановкой в войсках на боевое дежурство новой зенитной ракетной системы С-400 "Триумф". Но прежде чем рассказать об этом, поясните, в каких еще важнейших мероприятиях предстоит участвовать вашим подчиненным?

- Напомню, что мы являемся преемниками Московского округа ПВО, который был создан 20 августа 1954 года. Но после того как произошло объединение двух видов вооруженных сил - Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны, округ стал называться Московским округом ВВС и ПВО. А с 2002 года он называется Командованием специального назначения. С легкой руки тогдашнего начальника Генерального штаба генерала армии Анатолия Квашнина ему дали такое название как прообразу и важной структурной составляющей будущей Воздушно-космической Обороны (ВКО) в целом.

Войска занимаются плановой оперативной, боевой подготовкой. Недавно успешно выполнила боевые стрельбы истребительная авиация на полигоне Ладога. Бомбардировочная штурмовая авиация тоже отработала на своих полигонах. Зенитные ракетные и радиотехнические войска занимались на месте постоянной дислокации. Сейчас в разгаре летний период обучения. Он традиционно наиболее насыщенный: проводятся тактические учения, КШУ, полеты, тренировки на картах: На полигон выведена 9-я дивизия противовоздушной обороны, которая усилена частью сил Ржевского корпуса ПВО (одним зенитным ракетным полком). В ходе учений предусмотрены отражение воздушного противника, стрельбы по крылатым ракетам типа "Стриж 3", а также по парашютной мишени. Также будут выполнять боевые стрельбы зенитные ракетные войска 37-й дивизии и 32-го корпуса ПВО. Войска уже находятся на полигоне. На днях мы проверяли также ход боевого дежурства в Центральной зоне противовоздушной обороны. Это Ржевский и Московский районы ПВО. По предварительным данным, дежурные силы с задачей справились.

Параллельно готовимся к празднованию 65-летия 16-й воздушной армии, которая базируется в Кубинке, а также 95-летия образования Военно-воздушных сил, учениям "Боевое содружество-2007". А в перспективе нас ждет исследовательское учение по РЭБ. Очень важный этап, связанный с приемом выпускников военных училищ. Словом, обычные военные будни:

- Как вы оцениваете новую технику - зенитную ракетную систему С-400, на которой заступите на боевое дежурство?

- Заступление на боевое дежурство - одно из ответственейших и важнейших мероприятий. Но техника эта давно уже поступает. У нас на боевое дежурство заступит первый зенитный ракетный полк на ЗРС С-400. Это символично еще и потому, что накануне, 12-13 июля, мы выполнили боевые стрельбы на полигоне Капустин Яр с этой системой. Стрельбы выполнялись по целям довольно сложным. Представьте, что первая цель, например, двигалась со скоростью 2800 м/сек. Но ЗРС спокойно справилась с ней. Это говорит о том, что система может работать по целям, которые летят в ближнем космосе. Другая цель оказалась не менее легкая - баллистическая цель типа "Кабан", которая была запущена на большую высоту и с большого расстояния. Это была малоразмерная цель. Обнаружить ее - что найти карандаш в стоге сена. Но нами на высоте 16 км цель была уничтожена.

Никогда мы еще не участвовали в подобных стрельбах на полигоне. Тем приятнее отметить действия расчетов. Оцениваю их как очень грамотные. Расчеты подготовлены. После этих стрельб полк прибыл на место дислокации и теперь готовится к заступлению на боевое дежурство. Проводятся различные стыковочные работы, в том числе с промышленностью, поскольку это первые экземпляры С-400, которые к нам поступают. Так что забот хватает, но весь личный состав относится к этому с пониманием и ответственностью.

- Насколько изменится конфигурация системы ПВО в Подмосковье после установки системы С-400? Ведь она органично вписывается и в противоракетную оборону. Президент Владимир Путин не зря подчеркнул, что это наш асимметричный ответ на размещение ПРО в Польше и Чехии.

- Мы считаем, что ЗРС С-400 - это новое, пятое поколение системы противовоздушной обороны, которое уже имеет и элементы ПРО. С принятием ее на вооружение значительно возрастают огневые возможности как в борьбе с обычными аэробаллистическими целями, так, естественно, и с аэродинамическими. Появление этой системы значительно расширяет наши возможности в обнаружении сложных целей и их уничтожении. В целом повышается эффективность противоздушной и противоракетной обороны. Сравните: дальность действия системы - 400 км(!). Если вдуматься, то это сопоставимо с радиусом боевого действия самолета МиГ-29. Поэтому надо уже с учетом этих показателей планировать и применение авиации, других средств в зоне действия системы, ее огневых возможностей. Так что сейчас вопросы взаимодействия сил и средств выходят на первый план.

- В войсках стоят на вооружении ЗРС модельного ряда С-300 - это также надежная система, которая хорошо зарекомендовала себя в боевых стрельбах. Но в чем, на ваш взгляд, все-таки кардинальное отличие "четырехсотки"? Если это модернизация "трехсотки", то это одно. Если новый шаг вперед, то тогда ее характеристики бесспорно должны опираться на новую элементную базу, где, как известно, СССР и Россия имели хроническое отставание от Запада. В чем тут секрет?

- Секрет в том, что в ЗРС С-400 уже новая элементная база, которая позволила задать и выдержать высочайшие технические параметры. В ней установлены новые вычислительные комплексы, которые обрабатывают информацию на порядок быстрее, новая эргономика. Эта система по своим целевым каналам в два раза эффективнее, чем предыдущая. Вы знаете, что если система модельного ряда С-300 может одновременно работать где-то по шести целям, то "четырехсотка" - по 12 целям. Естественно, увеличилась дальность действия, как я уже говорил, высота боевого применения. Появилась возможность довольно успешно бороться с новыми гиперзвуковыми целями. В этом, а также в целом ряде других показателей и состоит кардинальное отличие. Словом, С-400 открывает совершенно новые, ранее недостижимые возможности в борьбе с воздушным противником. Теперь мы можем, как уже отмечал, стрелять по самым скоростным целям, имеющим скорость 2800 м/сек.

- Юрий Васильевич, еще несколько вопросов по С-400. Эта ЗРС может применяться по беспилотным летательным аппаратам?

- Применяться может, но есть ли смысл? В первую очередь бороться с БПЛА должна ПВО войскового звена: "Стрелы", "Шилки" и т.п.

Потому что цена такой ракеты, как С-300 или С-400, в десятки раз выше, чем БПЛА. Но бороться с ним, естественно, крайне важно, поскольку этот БПЛА может нанести огромный ущерб, сбросив несколько килограммов взрывчатки, скажем, на химический завод. Поэтому мы, конечно, также боремся с такими аппаратами. Хотя в нашем регионе ожидать их появления в мирное время проблематично.

- Если вспомнить, что произошло с ракетой украинской ПВО, которая сбила наш Ту-154 над Черным морем, то возникает закономерный вопрос: насколько безопасно применение С-400 на большие расстояния? Ведь за пределами видимости локатора ракета идет по командам головки самонаведения?

- Происшедшее на Украине связано с уровнем подготовки боевых расчетов. Ведь их ракета ЗРС С-200 летела почти 3 минуты. За это время можно было выйти из кабины управления, выкурить сигарету и вернуться назад. Да и задача стояла уничтожить цель на дальности в 28 км. А ракета ушла более чем на 100 км. Можно было нажать соответствующую кнопку, и ракета бы ушла в сторону, самоликвидировалась. Но этого не было сделано.

В С-400, конечно же, учтен этот момент. Все операции выполняются в автоматическом режиме: обнаружение, захват: Например, в той же "трехсотке" захват происходил в ручном режиме, а здесь все производится в автоматическом. Ну и для того чтобы пустить ракету, надо выполнить две операции: нажать кнопку "Запрос" и кнопку "Пуск". Если запрос о принадлежности самолета "свой-чужой" проходит, то команда на пуск уже не пройдет.

- Вы получаете первый образец С-400, но, видимо, не последний?

- Да к нам поступил первый полк С-400, первый серийный образец. Естественно, по мере поступления средств оборонным предприятиям-изготовителям этой техники и в соответствии с возможностями нашей промышленности эта новая техника будет поступать на вооружение. Мы, например, ожидаем в Подмосковье еще несколько таких полков, чем будет обеспечена высокая эффективность противовоздушной и противоракетной обороны огромного промышленного региона страны.

- У ПВО много и других проблем. В этом году исполнилось ровно 20 лет, как над СССР появился в воздухе Руст и долетел аж до самой Красной площади. Сейчас можно сказать, какие уроки в связи с этим делом вынесла наша противоздушная оборона?

- О Русте за последние годы говорено и писано много. Причины этого происшествия вскрыты. Немало военачальников понесли суровые наказания. Но надо отметить вот что. Должна быть хорошая законодательная база, которая бы позволяла сбивать таких хулиганов. Сейчас, к сожалению, даже в нашем собственном небе далеко на все хорошо обстоит с той же малой авиацией. Недавно вновь разбился вертолет, погибли люди. И все это из-за того, что не прописано четко, кто и за что должен отвечать при полетах малой авиации различных ведомств и частных владельцев. Еще в 2005 году я говорил: если собью нового потенциального Руста - наручники наденут, не собью - тоже наденут. Но все-таки кое-что меняется в этом отношении в лучшую сторону. Вышел указ президента, который узаконил многие действия в борьбе с воздушными хулиганами, принимаются другие меры, в том числе и на уровне Государственной Думы...

- Давайте продолжим эту тему. Как складываются отношения военных и гражданских в плане использования малой авиации, которая, как известно, летает нередко как Бог на душу положит? Есть ли трения?

- Да, такие трения есть. Я неоднократно ставил этот вопрос в Главкомате ВВС, обращался к министру обороны, в Совет Безопасности России, к министру внутренних дел. Эта проблема должна решаться комплексно, а еще на местах - проводиться большая работа. Докладывал и губернатору Московской области, мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Все эту проблему знают, понимают. Но пока не будет четкого закона, до тех пор навести здесь полный порядок, думаю, вряд ли удастся. Как должно быть? Купил вертолет или самолет - сразу должен его поставить на учет, получить сертификат, лицензию, разрешение на право полетов. Весь мир проходит через такие процедуры, и там трений почему-то нет. Просто действуют четкие нормативные акты. Да и у нас в стране есть часть малой авиации, которая летает вполне законно, на основании подаваемых заявок. Мы знаем: в такое-то время, с такого-то аэродрома вылетает такой-то борт. Нет вопросов. Но есть те, кто просто ленится это делать или не хочет. Это и есть воздушное хулиганство.

- И последний вопрос. Вы упомянули, что когда создавалось Командование войск специального назначения, то это замышлялось как некий прообраз Воздушно-космической обороны. Когда этот прообраз начнет обретать реальные черты?

- Вы знаете, что президентом подписана Концепция о создании Воздушно-космической обороны. В соответствии с ней и будет идти ее развитие. Это процесс сложный и не такой быстрый, как, может, хотелось бы. Но вот какой проблемой я еще хотел бы поделиться, хотя она не имеет прямого отношения к теме нашей беседы. Однако напрямую влияет на боеготовность войск, которая складывается из многих компонентов. Есть в Москве, на Таганке, здание, в котором находится наш объект. Так вот, недавно этот дом просто продали, не задумавшись над тем, какую роль выполняет находящийся в его подвальном помещении военный узел связи. А он обеспечивает систему управления ПВО Москвы, Центрального региона. Кроме этого, там есть каналы связи Министерства обороны, других ведомств, всего более 500 каналов. И вот организация-хозяин этого дома просто обесточила наш узел и теперь шантажирует нас. Выставляется требование о продаже им здания нашего штаба. Лишь тогда, мол, подключат электроэнергию. Вытворяет это некое ООО "Новик-Сервис". Хотя есть федеральный закон о связи, постановление правительства Российской Федерации, где прямо говорится об ответственности застройщиков и иных юридических и частных лиц при обнаружении во время работ линий связи, об их сохранности.

Я об этом говорю лишь для того, чтобы напомнить: речь идет об обороне государства. О том, что мы просто не можем говорить о создании, скажем, Воздушно-космической обороны, ПВО-ПРО пятого поколения и одновременно не выполнять элементарных требований по сохранению того оборонного потенциала, который был создан и эффективно работает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка