О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государство возьмет свое в "Пермских моторах"

Государство вновь претендует на контрольный пакет в будущем ОАО "Пермский центр двигателестроения"

Как стало известно "Ъ", государство вновь претендует на контрольный пакет в будущем ОАО "Пермский центр двигателестроения" (ПЦД). По данным "Ъ", соответствующее предложение Роспром разослал акционерам предприятий холдинга "Пермские моторы". Государство настаивает на том, что должно иметь в ПЦД не менее 51% акций, а не 25%, как планировалось раньше. Таким образом, проект создания ПЦД возвращается к первоначальному варианту, от которого впоследствии отказались. Эксперты считают, что акционеры могут и не согласиться на такой вариант, потому как в этом случае их доли будут существенно меньше, чем они планировали.

Как сообщил "Ъ" источник в УК "Пермский моторостроительный комплекс" (УК ПМК, управляет обществами "Пермских моторов", ПМ), Роспром решил кардинально изменить проект создания Пермского центра двигателестроения. По словам источника, теперь государство претендует не менее чем на 51% акций в будущем АО, вместо 25%, о которых ранее шла речь. Роспром разослал соответствующее письмо акционерам моторостроительных предприятий и в УК ПМК. В нем чиновники ссылаются на один из указов президента, по которому при создании интегрированных структур доля государства должна быть не менее 51%. Получить комментарий Роспрома, где сейчас активно готовятся к Московскому авиакосмическому салону, "Ъ" вчера не удалось.

Напомним, ОАО "ПЦД" предполагается создать путем внесения в уставный капитал акций нескольких десятков предприятий холдинга "Пермские моторы". Из них основные: ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ, производство и ремонт авиадвигателей), ОАО "Авиадвигатель" (НИОКР), ОАО "Редуктор-ПМ" (производство и ремонт вертолетных трансмиссий и редукторов). Ожидаемая годовая выручка ПЦД - более 13 млрд. рублей. Распоряжение о создании центра было дано правительству РФ президентом Владимиром Путиным еще в 2003 году. Тогда же, на первоначальном этапе, и обсуждался вариант с контрольным пакетом государства в ПЦД. Однако позднее Роспром согласился на проект, предложенный топ-менеджментом УК ПМК, и одобрил его весной этого года. Росимущество планировало закрепить в своей собственности лишь блокпакет ПЦД (25% плюс 1 акция). При этом контрольный пакет должен был достаться ЗАО "Салес", подконтрольному Внешторгбанку (ВТБ) и АФК "Система".

Планировалось, что государство внесет в уставный капитал ПЦД свой основной актив - 45% "Авиадвигателя", а также 14,25% ПМ и 60% ОАО КБ "Стар". По данным источника "Ъ", сейчас государство готово внести дополнительные активы: права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) по двигателям Д-30 и ПС-90А. По оценке Росимущества, проведенной в 2004 году, стоимость РИД составляла в районе $200-300 млн. Кроме того, по данным "Ъ", государству принадлежит также около 70 га земли в центре Перми, которые сейчас арендуют предприятия холдинга (1 га может стоить не менее $1 млн. - "Ъ"). В целом Росимущество еще не оценило свои активы в ПМ, но, по данным "Ъ", названного имущества достаточно для получения государством 51% в ПЦД.

Между тем, по мнению источника "Ъ", близкого к УК ПМК, новое требование государства существенно может повлиять на решение собственников об участии в ПЦД. В этом случае некоторые акционеры получат долю намного меньше, чем планировали. Доля основных собственников - ВТБ и АФК "Система" - сейчас предположительно может составить около 25-30%. А пакет United Technologies Corporation (UTC, США), которая сейчас владеет по 25% в "Авиадвигателе" и в ПМЗ, уменьшится в ПЦД как минимум в два раза, полагает источник "Ъ". Любопытно, что буквально месяц назад UTC отказалась от каких-либо условий при вхождении в ПЦД, хотя ранее настаивала на владении в АО не менее чем 25% акций. В UTC вчера прокомментировать инициативы Роспрома не смогли.

Засомневаться по поводу вхождения в ПЦД могут и структуры основного собственника. "Возможно, государство предложит акционерам какие-то плюсы экономического характера, например крупный заказ, льготы по техперевооружению", - предположил один из топ-менеджеров пермского моторостроительного холдинга. Связаться с ВТБ и АФК "Система" "Ъ" вчера не удалось. Между тем источник "Ъ", близкий к ВТБ, считает, что это неверный шаг. "Думаю, что это неосознанные амбиции не самого государства, а конкретного чиновника. Это в большей степени будет ошибкой. Это будет похоже на возврат к советской экономике, государство не сможет эффективно управлять активами", - считает собеседник "Ъ".

По мнению бывшего гендиректора ПМ Виктора Кобелева, именно у государства должен быть контроль в ПЦД (именно такой вариант разрабатывался при руководстве господина Кобелева в период до 2001 года. - "Ъ"). По его мнению, создание новых двигателей, новые технологии всегда проходят через оборонное производство, отрабатываются на нем. Поэтому нельзя разделять проектирование на гражданское и оборонное (которое контролируется государством), считает господин Кобелев. "Я могу лишь предположить, что много лет работы вне государства в форме АО показали неспособность предприятий холдинга эффективно работать. Возможно, поэтому государство хочет иметь контроль и эффективно управлять этим центром", - предположил гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка