RBC Daily
2 августа 2007, 14:22
Главное - крылья
Boeing собирается построить гигантский самолет-крыло
Испытания X-48B проходили на авиационной базе ВВС им. Эдвардса в Калифорнии, в Драйденовском летно-испытательном исследовательском центре NASA. Аппарат высотой 6,40 м и весом 227 кг поднялся на высоту более 2000 м и через 30 мин. благополучно приземлился на авиабазе. "Мы проверяли полученные ранее результаты по структурной и аэродинамической компоновке планера, а также выясняли эксплуатационные характеристики концепции BWB, - заявил журналистам диспетчер программ BWB исследовательского подразделения Boeing лаборатории Phantom Works Боб Либек. - Полученные в реальном полете данные уже сравниваются с результатами, что были наработаны в аэродинамических трубах и на компьютерных моделях. По нашим расчетам, новая схема должна быть намного эффективнее в полете, чем существующие аналоги".
В первую очередь подобный самолет должен быть экономичнее, чем самолеты, выполненные по классической схеме - фюзеляж, крылья и хвостовое оперение. Исследования специалистов Phantom Works показали, что лайнер "летающее крыло", способный взять на борт от 450 до 800 пассажиров, должен расходовать на 20% меньше горючего, чем самолет классической схемы. Происходит это из-за особенностей строения фюзеляжа. Дело в том, что плоский фюзеляж создает дополнительную подъемную силу и сам служит неким крылом. Следовательно, энергии для подъема его в воздух требуется меньше.
Свободное же пространство в крыльях можно использовать для размещения дополнительных пассажирских мест. Кроме того, подобный лайнер может оказаться намного тише, чем уже летающие самолеты. А это очень важно для европейских и американских городов. Потому что существующие нормативы не позволяют размещать аэродромы вблизи жилых массивов, из-за чего земли используются неэффективно. Снижение шумности позволило бы отдавать пространства возле аэродромов под частную застройку. "Над снижением шумности самолетов инженеры трудятся уже достаточно давно, - рассказывает РБК daily заместитель начальника отдела аэродинамики Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Виктор Вышинский. - При этом за счет конструктивных особенностей двигателей решить этот вопрос оказалось невозможно. Реактивный двигатель все равно будет шуметь. Из-за чего потребовалось вносить изменения в саму конструкцию самолетов".
По утверждениям специалистов Кембриджского университета и Массачусетского технологического института, бесшумный самолет должен иметь треугольную форму, потому что именно она позволяет экранировать и подавлять шум. "Было предложено размещать двигатели над корпусом лайнера, - продолжает Виктор Вышинский. - Они могли бы лежать прямо на его спине. В этом случае звук отражался бы от фюзеляжа и уходил бы вверх. Со стороны бы казалось, что подобный самолет при взлете и посадке производит шума не больше, чем среднестатическая городская автомагистраль".
"X-48B - хороший пример того, как Boeing применяет революционные разработки, - продолжает Боб Либек. - Лайнеры, построенные по концепции BWB, могут применяться не только в гражданской авиации, но и для военных целей, в качестве многоцелевой платформы. Они могут использоваться как бомбардировщики дальнего действия или грузовики. И возможно, первые гиганты появятся в эксплуатации уже через 15-20 лет".
Между тем у самолетов "летающее крыло" есть несколько значительных недостатков, которые могут поставить крест на их применении. "Подобные машины, по некоторым экономическим расчетам, действительно превосходят самолеты классических конструкций по экономичности и шуму, - рассказывает РБК daily первый заместитель директора ЦАГИ Геннадий Павловец. - Но при аналогичной грузоподъемности размах крыльев у них получается много больше. А существующие аэродромы пока не приспособлены принимать такие гигантские самолеты. Всем известны проблемы с европейским гигантом А380, который из-за своих габаритов может принести массу хлопот аэродромным службам. Некоторые экономисты даже высказывают предположение, что из-за задержек на рулежке выгоднее пустить два обычных Boeing, чем один А380. Поэтому гигантские "Летающие крылья" если и появятся, то потребуют существенной перестройки всей наземной инфраструктуры".
Кроме того, "летающее крыло" из-за аэродинамических особенностей фюзеляжа имеет ограничения по высоте салона. Необходимо строго соблюдать пропорции. Следовательно, если придерживаться существующих норм аэропортов по габаритам и делать самолеты с небольшими крыльями, то сидеть и передвигаться по салону можно будет только согнувшись. Из-за чего применять таких лайнеры можно будет только для грузоперевозок. "Классическая схема поэтому и считается классической, что за прошедшие десятилетия воплотила в себе все самое лучшее, - продолжает Геннадий Павловец. - Но авиация не стоит на месте, и в погоне за экономической эффективностью ее развитие будет продолжаться"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 6, 2024
Аэрофлот увеличит частоту полетов из Москвы в Горно-Алтайск
Ноябрь 6, 2024
Годовой отчет Группы "Аэрофлот" получил высокую оценку на ежегодном конкурсе Московской биржи
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК