Красная звезда
13 августа 2007, 16:23
Облик ВВС достоин Великой России
О проблемах, задачах и перспективах развития ВВС рассказывает главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник А.Зелин
Именами многих российских авиаторов названы известные во всем мире сложнейшие элементы высшего пилотажа: петля Нестерова, кобра Пугачева... Уже к началу сороковых годов прошлого века Советскому Союзу принадлежало 62 международных рекорда по дальности, скорости и высоте полета на самолетах.
Особой строкой в летопись Военно-воздушных сил вписаны героические подвиги воинов-авиаторов в годы Великой Отечественной войны. 2.420 советских летчиков стали Героями Советского Союза, 65 удостоены этого звания дважды, а знаменитые асы А. Покрышкин и И. Кожедуб - трижды. Более 200 тысяч авиаторов были награждены боевыми орденами и медалями.
Наша военная авиация стала колыбелью отечественной космонавтики. Российские пилоты первыми преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос. А отечественные авиационные конструкторы с мировыми именами - Туполев и Ильюшин, Микоян и Сухой, Камов и Миль, Мясищев и Антонов - создали выдающиеся образцы авиационной и космической техники.
Сегодня Военно-воздушные силы являются, пожалуй, крупнейшим видом российских Вооруженных Сил, в 1998 году принявшим под свое крыло Войска противовоздушной обороны страны. Зенитные ракетные и радиотехнические войска в одном строю с военной авиацией защищают воздушное пространство нашей родины.
В преддверии знаменательного юбилея о проблемах, задачах и перспективах развития ВВС рассказывает главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник Александр Зелин.
- Одна из основных задач частей ВВС в мирное время - несение боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашей страны. Какие истребители выполняют эту задачу?
- Классические истребители ПВО - МиГ-31 и Су-27, а также уже много лет привлекаемые к несению боевого дежурства фронтовые истребители МиГ-29.
Высотный скоростной перехватчик МиГ-31 с радиусом действия более 1.000 километров - самолет уникальный. Он видит и поражает цели на дальности до 100 километров, эффективно работая как по самолетам, так и по крылатым ракетам. Система управления вооружением позволяет сопровождать до десяти целей, одновременно поражая четыре из них. Состоящий из четырех машин отряд таких истребителей перекрывает 800 километров по фронту. В случае войны каждый МиГ-31 может служить воздушным командным пунктом для других истребителей.
В настоящее время проводится его модернизация. Например, новая система управления вооружением позволит применять не имеющие мировых аналогов управляемые ракеты класса "воздух-воздух" с дальностью пуска до 200 км. Возрастут возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов и крылатых ракет, а также перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов. Кроме того, усовершенствованный МиГ-31 будет нести значительно больше средств поражения, а экипаж получит возможность ориентироваться по современной системе спутниковой навигации. В результате эффективность боевого применения обновленного истребителя в зависимости от характера выполняемых задач в 1,5-4 раза выше, чем у базового самолета. Словом, он станет достойным противником истребителей пятого поколения.
- Сегодня даже далекий от авиации человек слышал об истребителе 5-го поколения. Обещали, что машина поднимется в воздух в конце 2007 года…
- Вопросы создания истребителя 5-го поколения решаются плановым порядком в соответствии с Государственной программой вооружения до 2015 года, в которой утверждены все параметры создания авиационной техники, в том числе и сроки ее испытаний.
На сегодня закончен этап отработки рабочей конструкторской документации самолета 5-го поколения. Документация передана на завод-изготовитель, который в ближайшее время приступит к созданию опытного образца.
- Что представляет собой многофункциональный авиационный комплекс Су-34?
- Су-34 постепенно придет на смену отлично зарекомендовавшим себя во время первой и второй чеченских кампаний фронтовым бомбардировщикам Су-24М. Внешне он незначительно отличается от своего прототипа. Благодаря применению новейших материалов в конструкции планера в новом авиакомплексе высокая маневренность и скорость сочетаются с большей боевой нагрузкой и дальностью полета. Ударный самолет Су-34 независимо от времени суток и метеоусловий способен высокоточными боеприпасами эффективно поражать как наземные, так и подводные цели. Поэтому по боевым возможностям Су-34 смело можно отнести к поколению самолетов 4+.
Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа. Конструкторы Су-34 это учли и скомпоновали двухместную кабину пилотов не только для боевой работы, но и для отдыха. К примеру, летчик или штурман в закабинном отсеке смогут выпрямиться в полный рост. А между их креслами в основной кабине при желании можно прилечь прямо во время полета. Все эти новшества обеспечивают высокую работоспособность пилотов в длительном, продолжительностью до 10 часов, полете.
Наличие на самолете системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами создают дополнительные возможности летчику и штурману при ведении прицельного бомбометания и маневрирования под огнем противника.
Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков позволяют Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к дальностям полета средних стратегических бомбардировщиков.
Первые образцы этого многофункционального авиационного комплекса уже закуплены. Летный состав прошел теоретическое переучивание в центрах боевого применения и подготовки летного состава и готов приступить к практическому освоению самолета.
Визитная карточка
ЗЕЛИН Александр Николаевич родился 6 мая 1953 года в городе Перевальске Ворошиловградской области.
Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба ВС РФ.
За время службы в Военно-воздушных силах прошел все летные должности - от командира авиационного звена до начальника авиации - заместителя главнокомандующего ВВС по авиации.
9 мая 2007 года назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ.
Заслуженный военный летчик, награжден орденами Красной Звезды и "За военные заслуги".
- Каковы задачи и перспективы развития стратегической авиации?
- Стратегическая авиация - одно из самых универсальных мобильных средств ядерного сдерживания в современном многополярном мире. И основное средство поражения важных объектов в глубоком тылу противника.
Самолеты Ту-160, Ту-22М3, Ту-95 обладают важнейшими оперативно-стратегическими свойствами: большой глубиной действий, высокой скоростью, боевой мощью, универсальностью, способностью в короткое время совершить широкий маневр. Умелое и своевременное их использование - одно из средств обеспечения национальной безопасности России в военной сфере как сегодня, так и в обозримом будущем.
Определено несколько перспективных направлений развития стратегической авиации. Это глубочайшая модернизация и доработка нынешней техники, а также довооружение высокоточными крылатыми ракетами, имеющими не только большую дальность полета с использованием предельно малых высот, но и предельно минимальную эффективную отражающую поверхность. Этими ракетами дальняя авиация будет способна наносить эффективные авиационные удары по важным объектам тыла потенциального противника.
- "Воздушными рабочими войны" называют в войсках летчиков военно-транспортной авиации…
- И верно называют. Ведь пройдя сквозь череду локальных войн и военных конфликтов, летчики военно-транспортной авиации (ВТА) еще раз доказали свое мужество и мастерство.
В ходе учений наши "транспортники" отрабатывают теорию и практику доставки воздушных десантов в тыл противника. Решают задачи по перевозке российских военнослужащих, воинских контингентов миротворческих сил, а также войск ООН в районы вооруженных конфликтов.
К одной из постоянных задач ВТА относится доставка промышленных товаров и продовольствия в удаленные районы страны, в том числе населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Зачастую пилоты завозят необходимые грузы в районы, пострадавшие от землетрясений, наводнений и других чрезвычайных происшествий.
В период до 2015-2020 годов основу парка военно-транспортной авиации как по численности, так и по боевым возможностям будут составлять самолеты Ил-76. Использование турбореактивных двигателей позволило увеличить скорость полета Ил-76 до 825 км/час и повысить возможности преодоления ПВО противника. Кроме того, возможна эксплуатация Ил-76 с грунтовых и заснеженных аэродромов в любых климатических условиях.
На базе Ульяновского авиапредприятия будет организован выпуск модернизированных Ил-76МФ и восстановлен выпуск Ан-124-100 "Руслан".
Часть парка военно-транспортной авиации морально устарела, в частности самолет Ан-12. Для его замены ведутся проработки перспективного среднего транспортного самолета. Основные требования к будущему самолету - возможность транспортировки перспективной техники на базе БМП-3 и БМД-3, снижение времени доставки грузов и соответствие мировым стандартам.
Легкие транспортные самолеты нового поколения Ил-112Б придут на смену Ан-26.
Хочу отметить, что просто невозможно взять и сразу обновить все наши военно-транспортные самолеты. Да и необходимости в этом нет. Новая авиатехника будет поступать к нам с периодичностью примерно две машины в три года. Если эти темпы будут сохранены, то можно говорить, что к 2020 году имеющийся парк самолетов ВТА будет заменен на новый.
- Экс-главком ВВС Владимир Михайлов говорил о необходимости использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В основном для мониторинга зоны военных действий и проведения разведки...
- В армиях развитых зарубежных государств стоят на вооружении и находятся в различных стадиях разработки около 80 типов комплексов с "беспилотниками". А у нас из-за кризиса середины 90-х годов прошлого века только сегодня в строевые части ВВС начали поступать комплексы, техническое задание к которым писалось более 10 лет назад. Современные взгляды на применение вооруженных сил требуют качественно новых возможностей от комплексов с БПЛА.
В нашей стране уже ведутся работы по созданию новых комплексов с беспилотными летательными аппаратами, которые планируется использовать в разведывательных и ударных целях. При этом разрабатываются БПЛА самолетного и вертолетного типа, с различным видом старта (как с разгонных устройств, так и по-самолетному), ближнего действия (носимых, весом несколько килограммов) и большой дальности, способных решать задачи на глубине 300-400 км и находиться в полете до 10-12 часов. При их создании используются передовые отечественные технологии и оригинальные технические решения. Поступление таких комплексов в ВВС ожидается уже к 2011 году.
- Времена, когда самолеты были прикованы к земле топливным кризисом, канули в лету, однако налет пилотов авиации ПВО и сегодня меньше, чем у летающих по выходным израильских летчиков-резервистов.
- Министр обороны России Анатолий Эдуардович Сердюков всерьез взялся за решение этой многолетней проблемы. Так, он уже отдал распоряжение Тылу Вооруженных сил обеспечить ВВС всем запланированным на год топливом еще до 1 августа. Это позволит нам активно, без срывов проводить боевую учебу - летать, не гадая, когда же придет следующая партия керосина. Более того, запланированный на текущий год лимит топлива будет существенно увеличен. Раньше об этом можно было только мечтать. Если дела так пойдут и дальше, о топливной проблеме, похоже, можно будет забыть.
Минимальная норма налета в зависимости от предназначения авиации и уровня подготовки летного состава составляет от 50 до 80 часов в год. Хотя для поддержания профессионализма на необходимом уровне пилоту необходимо летать в год порядка 100-120 часов. Однако даже требования приказа по совершенно объективным причинам сегодня могут выполнить лишь 60 процентов летчиков и штурманов.
В летных училищах нам удалось организовать обучение таким образом, чтобы до прихода в войска курсант налетал около 150-165 часов, а порядка 10-15 процентов выпускников, налетав 200 часов, даже получают квалификационную категорию летчик 3-го класса.
Стоит отметить, что летная подготовка курсантов проходит на учебных, учебно-боевых и боевых самолетах (вертолетах), отлетавших уже более 20 лет. Поэтому летные вузы ВВС будем оснащать новым учебно-боевым самолетом Як-130, учебно-тренировочным самолетом первоначальной летной подготовки Як-152 и учебным вертолетом "Ансат-У".
К концу 2006 года средний налет летного состава строевых частей ВВС достиг 40 часов (в 2000-2004 гг. он находился на уровне лишь 20 часов). Уверен, что уже в этом году мы увеличим налет на экипаж до 50 часов, а начиная с 2008 года минимальная норма будет составлять 50 - 80 часов.
В перспективе же планируем выйти на позиции, которые занимали в 80-е годы прошлого столетия, обеспечивая ежегодный налет до 100-120 часов. Но, подчеркиваю, это станет возможным только при соответствующем обеспечении авиационным топливом, а также запасными частями и агрегатами для авиационной техники.
- Какими средствами, помимо авиации, обеспечиваются контроль и безопасность воздушного пространства Российской Федерации?
- Частями и подразделениями зенитных ракетных войск, имеющих на вооружении зенитные ракетные системы С-300 различных модификаций, и радиотехнических войск. А для обеспечения управления авиацией в воздухе и наращивания радиолокационного поля применяются самолеты дальнего радиолокационного наведения А-50.
- На днях на боевое дежурство заступили первый в ВВС России дивизион и командный пункт, вооруженный новейшей зенитной ракетной системой С-400 "Триумф"…
- И это действительно знаменательное событие не только для ВВС, но и для Вооруженных Сил нашей страны.
Система в несколько раз превосходит знаменитую на весь мир "трехсотку" и по помехозащищенности, и по целевым каналам, и по возможности поражения высокоскоростных целей. Может работать в ближнем космосе и выполнять задачи нестратегической противоракетной обороны. "Триумф" позволит сбивать цели, летящие со скоростью до 3 тысяч метров в секунду на высотах более 50 км. Поэтому он наряду с другими комплексами и системами может быть составной частью воздушно-космической обороны.
Но, пожалуй, основной особенностью ЗРС С-400 является то, что участие человека здесь сведено к минимуму. Конструкторы добились практически полной автоматизации процесса боевой работы, когда роль человеческого фактора заключается лишь в объективном контроле работы техники и автоматизированной системы управления. Все процедуры - от обнаружения и захвата до проведения пуска - могут осуществляться в автоматическом режиме. Что особенно важно при организации нестратегической противоракетной обороны, когда все решения приходится принимать в условиях жесткого лимита времени.
- Однако, какими бы совершенными средствами поражения мы ни обладали, о стопроцентной эффективности их использования можно говорить лишь в том случае, если радиотехнические войска вовремя выдадут информацию о воздушном противнике…
- Вы правы. Можно сказать, что первыми в бой вступают именно РТВ. Поэтому перевооружению этой составляющей ВВС мы уделяем сегодня повышенное внимание. Ведь большинству радиолокационных станций и обрабатывающим информацию о противнике комплексам средств автоматизации (КСА) по 20 и более лет. При этом, учитывая сделанный западными армиями уже после "Бури в пустыне" скачок в развитии средств воздушного нападения, мы не можем вести радиолокационную разведку и передачу информации методами и средствами пятнадцатилетней давности. В радиотехнических войсках принимается на вооружение ряд новых станций, они полностью отвечают современным требованиям, имеют хорошую помехозащищенность и маневренность. Сворачиваемые за минуты мобильные РЛС в разы повышают боевые возможности и живучесть радиолокационных подразделений, а новый комплекс средств автоматизации "Фундамент" позволит радиотехническим бригадам, батальонам и ротам выдавать целеуказания средствам поражения, минуя командные пункты дивизий. Хуже всего обстоят дела с этой техникой в ротном звене, поэтому приход в войска ротных "Фундаментов" является одним из приоритетов перевооружения ВВС.
- Ваши предшественники считали основной проблемой российских Военно-воздушных сил катастрофическое недофинансирование. Вы придерживаетесь такого же мнения?
- Да, проблема недофинансирования остается такой же актуальной, как ее озвучивали мои предшественники. Ни для кого не секрет, что рост цен на военную продукцию и темпы инфляции несколько опережают официальные плановые показатели. На развитие вооружения и военной техники Военно-воздушным силам выделяются денежные средства зачастую без учета реального роста цен. Отсюда и проблема.
Недостаточные объемы финансирования ВВС в рамках Гособоронзаказа (ГОЗ) на 2007 год негативно сказываются прежде всего на техническом обеспечении войск. Реализация эффективной военно-технической политики ВВС по-прежнему сдерживается существующими противоречиями между объемами возлагаемых на ВВС задач и возможностями их качественного решения в условиях финансирования, предусмотренного ГОЗ-2007 в рамках Государственной программы вооружения на период до 2015 года. В жестких рамках ограниченных объемов финансирования, как никогда ранее, требуются творческие, нестандартные подходы к организации и планированию мероприятий технического обеспечения, включая все составляющие - от освоения новых и модернизируемых вооружений и военной техники (ВВТ) до их утилизации.
Необходимо повышать уровень закупок основных комплектующих изделий в интересах поддержания исправности ВВТ, а также профессиональной подготовки инженерно-технического состава и технической подготовки летного состава авиационных частей. Кроме того, надо обеспечить целевое использование финансовых и материальных средств, выделяемых войскам на эксплуатацию и ремонт ВВТ. При этом важным условием формирования плановых документов и заявок на выделение бюджетных средств, обеспечивающих решение этих задач, является реальная оценка положения дел в войсках. В том числе анализ технического состояния ВВТ. Достоверность и своевременность предоставления донесений из войск, а также адекватная ответная реакция всех уровней органов военного управления являются важной составляющей эффективного функционирования системы технического обеспечения ВВС.
В целом же в Военно-воздушных силах сохранили достигнутый ранее уровень системы функционирования технического обеспечения. Выполненные мероприятия в прошлом и в начале этого года позволили поддерживать на заданном уровне боеготовность частей постоянной готовности, с высоким качеством провести запланированные учения, осуществлять боевую подготовку и повседневную деятельность войск.
Хотел бы отметить, что сегодня мы становимся свидетелями перехода страны к полноценному военному строительству. Повышается реальная боеготовность войск для своевременного и адекватного реагирования на возникающие военные угрозы. Сохраняется возможность решения задач стратегического сдерживания, отражения агрессии и ведения активной борьбы с терроризмом. Проведенные в войсках тактические и командно-штабные учения свидетельствуют о том, что Военно-воздушные силы начинают жить активной и плодотворной боевой жизнью.
- Но как бы то ни было, ВВС - это прежде всего люди. Что делается, чтобы удержать в армии младшего офицера, денежное довольствие которого меньше, чем у сержанта контрактной дивизии?
- Механизм формирования денежного довольствия военнослужащих также попал в поле зрения Анатолия Эдуардовича Сердюкова. Поэтому и в этом плане мы питаем большие надежды. Но разве справедливо, что солдат-контрактник в дислоцирующейся в Чечне мотострелковой дивизии получает больше летчика истребительной авиации и даже полковника из центрального аппарата ВВС? При этом, если посмотреть на вопрос увеличения денежного довольствия с государственной точки зрения, неизбежно ,придем к выводу, что оно не увеличит, а скорее, даже напротив позволит сэкономить военный бюджет. Ведь никто не брался посчитать, во сколько обходится государству подготовка одного летчика или офицера-ракетчика с инженерным образованием и в какие убытки выливается его досрочное увольнение.
Денежное довольствие - основной и единственный источник обеспечения военнослужащих и членов их семей. И его размеры по-прежнему не обеспечивают достойной жизни людей в погонах. Это касается в первую очередь военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных местностях, где отсутствует возможность трудоуустройства их жен, а доход на каждого человека ниже прожиточного минимума, установленного для региона. Считаю, что подняв в несколько раз денежное довольствие, мы заставим офицера крепко держаться за армию.
- Какие меры принимаются Главным командованием ВВС для реализации социальных льгот и гарантий военнослужащих, предусмотренных нормативно-правовыми актами?
- Командиры частей, офицеры-воспитатели и члены женсоветов оказывают помощь в трудоустройстве жен военнослужащих, устройстве детей в дошкольные учреждения. Организовано шефство старших офицеров над молодыми.
Постоянно изучается качественный состав семей военнослужащих. Например, в настоящее время в ВВС числится 1.675 многодетных семей, 667 семей, имеющих детей-инвалидов, 200 семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.
В целях оказания социально-психологической помощи военнослужащим в гарнизонах созданы психологические службы семьи. Два раза в неделю людей консультируют квалифицированные специалисты: психологи, юристы и врачи. У женсоветов налажено взаимодействие с областными центрами занятости. Для уволенных в запас на базах центров созданы компьютерные классы для обучения и перепрофилирования.
Командиры частей, офицеры воспитательных структур, женсоветы воинских частей помогают семьям погибших военнослужащих в разрешении социально-бытовых проблем, трудоустройстве вдов, устройстве детей в детские сады, оздоровительные лагеря, учебные и лечебные учреждения.
В 2006 году через Национальный военный фонд девяти семьям погибших при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе военнослужащих была оказана материальная помощь на сумму 540 тысяч рублей. В этом году для оказания материальной помощи в фонд представлены документы еще на три семьи.
- Кого из ваших подчиненных вы хотели бы отметить в этот праздничный день?
- Весь личный состав ВВС добросовестно и самоотверженно выполняет все поставленные задачи. Самые высокие результаты в боевой подготовке и повседневной деятельности регулярно показывают военнослужащие объединений, которыми командуют генерал-полковник Юрий Соловьев, генерал-лейтенант Валерий Иванов, генерал-лейтенант Николай Данилов, генерал-лейтенант Игорь Мирошниченко, генерал-лейтенант Владимир Свиридов, генерал-лейтенант Михаил Кучерявый, генерал-майор Виктор Качалкин, генерал-майор Павел Андросов и генерал-майор Александр Белевич.
- Спасибо, товарищ главнокомандующий, за интересное интервью и с праздником вас!
- В свою очередь хочу поздравить с юбилеем весь личный состав ВВС. Низкий поклон нашим дорогим ветеранам. Сегодня облик Военно-воздушных сил становится все более достойным Великой России и ее прославленной армии. А это вселяет оптимизм и укрепляет надежду....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК