Treli.ru
13 августа 2007, 18:43
На что "Аэрофлот" тратит полмиллиарда долларов в год?
Как вы считаете - сколько стоит авиабилет Москва - Сочи - Москва? Бизнес-класс? Я уверен, что не коснись вы этого лично, то никогда бы не угадали. 18 тысяч рублей? 25 тысяч? 40 тысяч? - Нет и нет. Это удовольствие стоит 61 тысячу 433 рубля
Конечно, можно сказать, что авиаперевозки - тяжелый бизнес, с высокой конкуренцией, с рентабельностью всего 3 процента… И, мол, поэтому "Аэрофлот" не может быть щедрым. Оттого и цены такие. Да, так можно сказать. Да так думают многие, и я тоже, до недавних пор. Однако есть и оборотная сторона.
Вот сейчас Березовскому, который в свое время был связан с "Аэрофлотом", инкриминируют хищение и отмывание 50 миллионов долларов. Когда я об этом узнал, то подумал - как же он должен быть оскорблен, когда при таком богатстве его обвиняют из-за каких-то пятидесяти миллионов. Что эта сумма для него? - Мелочь.
Но недавно у меня состоялась беседа с одним высокопоставленным чиновником из гражданской авиации. После которой все встало на свои места. Все стало очевидно.
Дело в том, что существуют так называемые "пролетные деньги" - каждый день "с неба" падает более миллиона долларов. Каждый день! Этих денег падает столько, что можно было бы всех граждан России возить бесплатно!
Но что же такое - "пролетные деньги"?
Все началось сорок лет назад, еще в СССР. Иностранным авиакомпаниям было крайне невыгодно летать по азиатским маршрутам вокруг Советского Союза, а полеты над его территорией были изначально запрещены. Но, в итоге, стороны нашли общий язык. Наши выдвинули свою стоимость пролета над Союзом. И было заключено соглашение. Но не с государством, а именно с "Аэрофлотом", в составе которого была абсолютно вся гражданская авиация советского периода. В этом соглашении было прописано, что "Аэрофлот" и иностранный перевозчик имеют право полетов по евроазиатскому маршруту, и доходы от полетов делят поровну. На первый взгляд, все выглядит честно… Но, на самом деле - летали иностранцы, а деньги получали наши. По пути, иностранные самолеты садились в Шереметьево - на дозаправку. Сборы за взлет-посадку, опять же, получал "Аэрофлот". Позже, в восьмидесятые годы, появились лайнеры, способные летать в Азию без дозаправки. "Аэрофлот" потерял сборы в "Шереметьево", но сохранил эти самые "пролетные" доходы.
И эти платежи осуществляются до сих пор. По разным оценкам, за год их набегает от 400 до 500 миллионов долларов. А с семидесятых годов этих платежей набралось порядка 5 миллиардов долларов! И возникает вопрос - а где деньги? Где эти самые полмиллиарда ежегодно?
И почему их по-прежнему получает только "Аэрофлот"? Сегодня у "Аэрофлота" лишь 22 процента рынка - не честнее ли эти сборы разделить между всеми компаниями-авиаперевозчиками? Нет, ничего подобного, потому что пятьдесят один процент акций "Аэрофлота" - у государства.
Но дальше - больше.
А вы знаете - кто является председателем совета директоров "Аэрофлота"? - Виктор Петрович Иванов. Тот самый помощник президента, о сотрудниках которого я уже много рассказывал - Боеве, Каланде, Высоцком…
А вы знаете - какими суммами управляет Виктор Петрович в "Аэрофлоте"?
Авиакомпания на внутренних рейсах за год заработала около 300 миллионов долларов. А с неба упало "пролетных денег" - 500 миллионов долларов. Кстати, теперь понятно, что "Аэрофлот" может бесплатно возить всех россиян на внутренних рейсах? И, при этом, даже остаться в прибыли - 200 миллионов долларов.
Но факт в том, что денег приходит ну очень много. "Аэрофлот" может себе на них позволить гораздо больше, чем любая другая авиакомпания. И позволяет - покупает иностранные самолеты. Причем - на льготных условиях. Такую льготу, на ввоз иностранных самолетов, "Аэрофлот" получает под честное слово, под обещание купить и российскую технику. А на деле? Как ни пытаются власти заставить "Аэрофлот" выполнять свои обещания и приобрести отечественные самолеты, сколько бы этим не занимался и сам Герман Греф - пока не получается.
Зато у "Аэрофлота" хорошо получается, приняв деньги от иностранцев, тут же отнести их назад, выкупая западные лайнеры. Хотя, здесь все гораздо понятно - о присутствии слова "откат" при покупке иностранного самолета признаются некоторые специалисты из авиаперевозок. Хотя, может быть - они заблуждаются?
Но, самое главное - в другом. Очевидно, что если мы будем вкладывать огромные деньги на покупку западной авиационной техники, то никакого смысла в развитии отечественного самолетостроения нет. Системный кризис в российской авиационной промышленности, требующий гигантских инвестиций, их не получает. Хотя, вот они - эти 500 миллионов могли бы туда пойти. Однако нет. Правительство может биться, переживать, кричать, что от этого зависит обороноспособность страны - наплевать. "Аэрофлот" российской техники не покупает.
Зато этими "пролетными деньгами" "Аэрофлот" успешно подавляет всякую конкуренцию. При трехпроцентной рентабельности в отрасли, конкурировать с ним, имеющим 500-милионный "балласт", попросту невозможно.
Но пользование "балластом" у "Аэрофлота" может закончиться. И не потому, что Россия откажется от "пролетных" доходов. Нам выгодно, чтобы иностранцы летали через нашу территорию - это поднимает уровень наших аэропортов (которые могут использоваться в качестве резервных), наземных служб, и приносит ощутимый доход. В свою очередь, западные авиаперевозчики уже давно добиваются отмены этих сборов - и по линии Европарламента, и на переговорах по ВТО. Наши стоят насмерть. А тем временем, иностранные авиакомпании начинают уходить с транссибирского маршрута, и организовывают полеты в Центральную Азию через Казахстан и Узбекистан. Это несколько дальше, чем через Россию. Но все равно - дешевле, потому что эти страны не берут таких платежей.
В результате, несут потери наши аэропорты. Такие как Толмачево в Новосибирске - там еще несколько лет назад вели переговоры с иностранными компаниями. Но из-за "Аэрофлотовских" "пролетных" эти компании ушли в Азию, контракт сорвался.
Не лучшие времена переживает и "Шереметьево". "Аэрофлот" строит свой терминал, и в скором времени перейдет на него. Получается странная коллизия. "Шереметьево", где в председателях тоже - чиновник государственного масштаба, министр транспорта Левитин, не может договориться с "Аэрофлотом", который возглавляет другой государственный чиновник - Виктор Петрович Иванов. Вы только вдумайтесь - гигантские компании, ими руководят чиновники высочайшего государственного ранга, и они между собой не могут договориться! Почему? - Понять невозможно!
И все-таки - так куда делись "пролетные деньги"? Почему Березовскому инкриминируют всего 50 миллионов, если только "пролетных" - 500 миллионов долларов в год? А он управлял компанией несколько лет. С кем же он делился? Куда ушли эти деньги?
Ну например, если бы нам сказали, что эти деньги тратятся государством на аэронавигацию…
Понятно - нет вопросов. Однако нет.
Во всем мире, с авиакомпаний взимаются аэронавигационные сборы. И предназначены эти платежи для того, чтобы наземная техника обеспечивала безопасность полетов, была современной и исправной.
За наземную структуру Росаэронавигация отвечает господин Нерадько и ему можно только посочувствовать. Даже в Московском зональном центре аэронавигации, сравнительно благополучном, бывали перебои с работой компьютеров, по несколько минут. Что тогда говорить о всей нашей необъятной стране, со множеством богом забытых точек, где оборудование не менялось еще с советских времен? За ним смотрят одиночки-энтузиасты, давным-давно заброшенные туда на вахту… Нет смены, нет помощников. Режим работы непонятный - как люди могут, без смены, отдыхать? Но, об этом никто ничего не говорит.
"Аэрофлот" платит Росаэронавигации? - В прошлом году, с "пролетных", было выделено 45 миллионов. И то - после того, как государственный орган был вынужден попросить у "Аэрофлота", чтобы ему оказали финансовую помощь! Дайте, сколько не жалко! И Виктору Петровичу Иванову из 500 миллионов было не жалко 45… А где остальные-то деньги? Куда они уходят? Ведь всего набежало около пяти миллиардов долларов!
Ну ладно - часть украл Березовский. Ну ладно - часть пропили до нас… А доходы последнего периода? Когда компания была под руководством высокого кремлевского чиновника, который, кстати, лезет во все дела… Управляет судами, через Каланду и Боева. Управляет космической отраслью, через Высоцкого.
При этом, правительство разрабатывает план спасения отрасли, говорит о концентрации ресурсов. А Виктор Петрович Иванов, делегированный в "Аэрофлот" тем же правительством, проводит совершенно противоположную политику, направляя ресурсы вообще неизвестно куда!
А ведь на эти деньги можно было бы создать самую современную авиационную индустрию! Много чего можно было бы… Но пока - билет на маршрут Москва - Сочи - Москва компании "Аэрофлот" стоит 61 тысячу 433 рубля. Вот так…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Treli.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК