О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатели для государства

Самарских моторостроителей объединят вокруг "СНТК имени Кузнецова"

Владимир Путин дал старт реформе отрасли двигателестроения. По итогам субботнего выездного совещания с членами правительства в Петербурге решено создать четыре промышленных холдинга, которые затем будут объединены в единую авиадвигателестроительную корпорацию. В Самаре холдинг создается вокруг "СНТК им. Кузнецова". По оценкам экспертов, "самарский куст реально давно ничего не производит" и логично только создание второго холдинга на базе предприятий, входящих в корпорацию МиГ. Глава "СНТК им. Кузнецова" Сергей Тресвятский убежден, что потенциал самарских предприятий достаточно высок для того, чтобы можно было пытаться их реанимировать.

Реструктуризация отрасли пройдет в два этапа. На первом этапе будет создано четыре холдинга. В субботу президент РФ Владимир Путин подписал указ об организации ФГУП "НПЦ "Газотурбостроение "Салют" на базе московского ФГУП "Салют". В холдинг также войдут омское предприятие имени Петра Баранова и ряд более мелких московских и самарских предприятий. Второй холдинг будет образован путем объединения ОАО "Климов" (100% акций находится в госсобственности. - "Ъ") с ОАО "Московское предприятие имени Чернышева" (50% плюс одна акция принадлежат корпорации МиГ. - "Ъ"). Третий холдинг, по словам заместителя председателя военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, будет создан "за счет консолидации государственного пакета акций" в холдинге "Пермские моторы", рыбинском ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (ОАО УМПО).

Четвертый холдинг создаст самарская группа предприятий (в которых государство владеет блокирующим, или контрольным, пакетом акций. - "Ъ") во главе с ОАО "СНТК им. Кузнецова" (60%). Также в него войдут ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" (50%+1), ООО "НПО Поволжский АвиТИ" (50%+1), а также предприятия "Моторостроитель" (51%) и "Металлист-Самара" (26%). Генеральный директор "СНТК им. Кузнецова" Сергей Тресвятский сообщил о том, что в холдинг кроме пяти самарских предприятий могут войти еще две компании из Татарстана, "но решение по ним пока не принято".

"СНТК им. Н. Д. Кузнецова" (Самарский научно-технический комплекс им. Николая Кузнецова, бывшее НПО "Труд") создан в 1946 г. На СНТК разработаны двигатели марки НК для стратегической и гражданской авиации, ракетные двигатели, двигатели для газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. Государство владеет 60% акций СНТК, остальные акции разделены между юридическими и физическими лицами. Объем выпуска продукции на 2006 год - 969 млн. рублей.

Перспективы созданий холдинга вокруг самарского СНТК эксперты оценивают неоднозначно. Аналитик БКС Севастьян Козицын считает, что нестабильность на предприятии (СНТК едва избежал банкротства. - "Ъ") не являлась решающим фактором при выборе его как основы холдинга. "В первую очередь имеет значение промышленный потенциал, и консолидация происходит вокруг крупнейшего предприятия в отрасли", - подчеркнул господин Козицын. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что "Салют" и без указа уже создал собственный холдинг, самарский куст реально давно ничего не производит, поэтому со стороны государства логично только создание второго холдинга на базе предприятий, входящих в корпорацию МиГ.

Сергей Тресвятский с ним не согласен и утверждает, что "тяжелая ситуация складывается только на "НПО Поволжский АвиТИ" и СКБМ, там потеряно большинство специалистов и практически не ведется деятельности". "Но потенциал предприятий с точки зрения технического оснащения и существующих наработок достаточно высок для того, чтобы можно было пытаться их реанимировать. А вот "Моторостроитель", "Металлист-Самара" и наше предприятие уже два года показывают положительную динамику развития, рост прибыли и оборотов", - обосновал свою позицию господин Тресвятский. В целом же эксперты прогнозируют рост помощи СНТК со стороны мажоритарного акционера на стадии, когда создание холдинга перейдет в активную фазу.

Что касается долгосрочных прогнозов по поводу перспектив двигателестроения, глава Роспрома Борис Алешин предположил, что все четыре холдинга будут объединены в одну авиадвигателестроительную компанию. Формирование холдингов, а затем единой компании, по его прогнозам, займет не менее двух лет и продлится до конца 2009 года. В результате будет создана компания с годовым оборотом более чем $2 млрд. Это сравнимо с объемами продаж других крупных госкорпораций. В 2006 году оборот предприятий ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) составил около $3 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка