О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авианосцу торпедировали карму

Через несколько дней после увольнения гендиректора "Севмаша", сорвавшего сроки выполнения контракта на ремонт авианосца "Адмирал Горшков" для индийских ВМС, пресс-конференцию в Москве дал посол Индии К.Сибал

Первый вице-премьер Сергей Иванов рискует испортить свою деловую репутацию. По крайней мере, в Индии, где пока убеждены в его политическом всесилии и даже считают Иванова наиболее вероятным преемником Владимира Путина. Через несколько дней после увольнения гендиректора "Севмаша", сорвавшего сроки выполнения контракта на ремонт авианосца "Адмирал Горшков" для индийских ВМС, пресс-конференцию в Москве дал посол Индии Канвал Сибал.

"Официально мы имеем обещание, что этот проект (ремонт "Адмирала Горшкова". - "Газета") будет выполнен по графику", - отрезал Сибал, когда его спросили о реакции индийской стороны на уже прозвучавшие, хоть и неофициально, заявления российской стороны о том, что ВМС Индии отремонтированный авианосец раньше 2011 года не получат.

"Если такой важный проект завершится вовремя, это будет иметь большое значение для всех", - жестко подчеркнул посол.

Заложенный в 1978 году авианосец "Адмирал Горшков" (советским ВМС его передали под именем "Баку") был передан Индии по очень сложной схеме. Цена авианосца минимальна, зато заключен контракт на $1,5 млрд. на ремонт корабля. Кроме того, индийские вооруженные силы в нагрузку к авианосцу купят 21 самолет МиГ-29. В январе 2004 года министр обороны Сергей Иванов подписал этот контракт и, как справедливо напомнил вчера Канвал Сибал, пообещал передать "Адмирала Горшкова" Индии в 2008 году. Авианосец поставили на ремонт в доки предприятия "Севмаш". И тут выяснилось, что контракт на ремонт старого советского судна оказался непросчитанным. Только кабелей для переоснащения "Адмирала Горшкова" потребовалось не 700, а 2,4 тысячи километров. Денег, перечисленных Индией на ремонт авианосца, не хватило, в итоге в начале августа был уволен гендиректор "Севмаша" Владимир Пастухов. На его место назначили Николая Калистратова, который много лет успешно работал гендиректором ФГУП МП "Звездочка". Приведет ли это к резкому ускорению темпов строительства за счет средств Российской Федерации (поставщика) либо к новым переговорам об удорожании ремонта, пока неясно.

Ясно лишь, что индийская сторона крайне настороженно относится к любой информации об авианосце. Для индийских ВМС этот контракт был крайне важен. В Индии даже придумали новое название "Адмиралу Горшкову": его переименуют в "Викрамадитья" (в переводе с санскрита - "Всемогущий"). Для судна оборудовали базу неподалеку от курорта Гоа. Однако надежды Индии могут не сбыться. Во время ремонта выяснилось, что для спуска авианосца на воду нужно гораздо больше, чем просто поменять навигационное оборудование. Фактически "Викрамадитье" - "Горшкову" меняют всю сгнившую проводку. По сути, от старого советского судна остается лишь корпус - на "Севмаше" заново строят авианосец. Проблема же в том, что у российского предприятия нет опыта в создании такого рода судов (советские авианосцы строились в Николаеве на Украине).

Сразу после назначения нового гендиректора "Севмаша" агентство АРМС-ТАСС распространило сообщение о том, что "Викрамадитья" к концу года будет выведен из сухого дока, а задержка в передаче авианосца Индии, связанная с недооценкой объема работ российской стороной, составит около полугода. Надеется на это и посол Индии Канвал Сибал.

Впрочем, срыв экспортных оборонных контрактов для России - сюжет не новый. В деле оттягивания сроков преуспели российские авиаторы. Они до сих пор не выполнили обещанную поставку Китаю военно-транспортных самолетов Ил-76. Самолеты должны были собирать на Ташкентском авиационном производственном объединении, но в ходе строительства выяснилось, что один Ил-76 для Китая стоит уже не $21 млн., а $30 млн. В итоге не менее полугода потребовалось для того, чтобы договориться о вхождении ташкентского завода в ОАК. Дальнейшая судьба обещанных КНР самолетов неизвестна. Однако известно, что новые оборонные контракты с Россией в Китае пока заключать не спешат.

Между тем на экспортные контракты в оборонной сфере Россия возлагает большие надежды. Сергей Иванов даже называет оборонно-промышленный комплекс главной точкой роста российской экономики, отраслью, в которой наша страна к 2020 году может стать мировым лидером. Вернуть доверие Китая будет очень непросто, а если Россия грубо нарушит еще и индийский контракт, то одной отраслью-локомотивом у экономики может стать меньше.

Вы верите, что оборонка станет локомотивом экономического развития, если она срывает собственные экспортные обязательства?

Виктор Глухих / член Совета федерации, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей:

Дело в том, что в свое время некоторые люди не всегда могли правильно оценить то, что происходит. Да, мы удержали ключевую оборонку, но чтобы она начала нормально работать, должны идти хорошие контракты, нужно, наконец, снова привлечь молодежь (а за 15 лет пропало практически поколение). Однако, учитывая тот настрой, с которым сегодня берутся за дело, мне кажется, толк должен быть. Конечно, что-то провозгласить - это еще не создать: все заработает только тогда, когда от самого низшего звена на предприятии до самого высшего все будут заряжены на его идею. Но сейчас мы восполняем то, что не делали в начале 1990-х годов, когда никто не хотел понимать, что оборонка тогда делала более 50% товаров народного потребления (причем зачастую с использованием оборонных ноу-хау). Тогда было много запретительных моментов на те же металлы, было слишком много секретности. А сегодня снятие подобных вопросов и намерения высшего руководства страны отнестись к отрасли не только как к военной, но и как к отрасли высоких технологий обнадеживает. Поэтому после выборов, если настрой не пропадет, думаю, все наконец перейдет от слов к делу.

Николай Безбородов / депутат Госдумы (замруководителя фракции "Народно-патриотический союз "Родина"), генерал-майор авиации:

Не буду утверждать, что наша оборонная промышленность не испытывает сегодня серьезных проблем и не переживает глубочайший кризис. Это действительно так, поскольку 15 лет реформ поставили оборонку в очень тяжелое и даже критическое положение. Но другого пути, кроме как сделать ее локомотивом нашей экономики и индустрии, у нас все равно нет. Поэтому если мы хотим видеть Россию процветающей страной (а я искренне верю, что этого хотят как президент, так и значительная часть членов правительства и Государственной думы), то мы будем обязаны сделать соответствующие финансовые вливания в оборонную промышленность. Если оборонка не поднимется, говорить о том, что Россия когда-либо станет высокоиндустриальным государством, будет нельзя. Ведь на эту отрасль работает почти 100% научной мысли, передовых технологий, достижений и так далее. То есть только через оборонный сектор мы можем привести в движение экономику и промышленность в целом. А верю я в то, что это будет сделано, потому что больше нам ничего не осталось. Именно сегодня наступил последний момент, когда мы можем что-то сделать. Нам предстоит либо погибель как великой самостоятельной державы, либо возрождение оборонного комплекса.

Владимир Рубанов / член президиума Совета по внешней и оборонной политике:

Начнем с того, что реальность рождается из веры. Если не верить, ничего и не сбудется. Кроме того, не зря говорят, что все пессимисты уехали из страны, а остались лишь оптимисты. Я остался и связан с оборонкой, то есть веры я не теряю. Потом, кроме оборонки, у нас попросту нет других локомотивов, но проблем при этом накопилась масса. А просто так вопросы ведь не решаются. Нужно уделять данной теме гораздо больше внимания и выделять куда больше ресурсов. Причем в первую очередь вопросом должны заняться люди, которые понимают реальность и умеют работать по-современному. Вера должна воплотиться в конкретные действия. Но так как при нынешней политико-экономической элите особых надежд не существует, то одной из ближайших задач, которая вроде уже начинает решаться, является смена политэлит. Конечно, коррумпированные руководители и непонятно по каким признакам отобранные специалисты не поднимут отрасль. Для подъема нужна воля верхов и подбор кадров в низах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка