АвиаПорт.Ru
16 августа 2007, 14:10
С чего начинается вертолетчик?
Простое перечисление аварий и катастроф вертолетов наводит на мысль, что произошло если не перерождение летного и технического состава, то как минимум серьезное падение профессионального уровня
За десять лет мы не только растеряли вертолетную мудрость, но и не приобрели зрелость. Это гипертрофированное желание покрасоваться, побаловаться в воздухе - наглядный признак незрелости новых русских вертолетчиков. Любое неожиданное отклонение параметров вводит их в ступор и рабочая ситуация мгновенно превращается в аварийную, а порой и катастрофическую. Почему? Да потому, что у летчика в голове нет плана на случай изменения ситуации. Нет плана, нет школы принятия решений.
Мы развалили советскую школу подготовки вертолетчиков. Не стало тех, кто способен вести будущего летчика за руку по летной жизни, а когда необходимо - и поставить на место зарвавшегося.
Что такое школа? Заведение, предназначенное для обучения, образования и воспитания, как написано в одной из энциклопедий. Школа вертолетчика гораздо шире, сложнее и глубже, чем кажется на первый взгляд. Она интегрирует (объединяет, распределяет роли, взаимодействует, взаимопроникает…) научно-техническую и методическую базу, средства обучения, преподавателей и учеников, традиции и культуру в единое целое. Если на начальном этапе основная цель - дать систематизированные знания, умения и навыки, то на более высоком стоит развитие самостоятельного мышления, культуры, формирования мировоззрения и нравственных идеалов (не может вертолетчик материться в эфире).
Появляющиеся сегодня, словно грибы после дождя, многочисленные летные и технические курсы решают лишь задачу первого уровня - задачу начальной подготовки. Здесь отбор, воспитание, становление подменяется тезисом: "Летать может каждый!" К сожалению, это далеко не так. Не все способны профессионально ездить на автомобиле, еще меньше способны надежно летать на вертолете. Здесь особые способности нужны! Самые современные тренажеры (приобретение знаний и отработка навыков) тоже не могут решить этой проблемы. Способности думать и принимать решения закладываются… в детстве.
С чего начинается летчик? Это, как в песне, "с картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе". Настоящий летчик начинается с той песни, что пела ему мать, и с отца, который однажды брал его за руку и вел на природу (в лес или на рыбалку). С разговоров, которые они там вели. С математических задачек, которые они придумывали, глядя на полеты стай птиц или рыб, и которые они вместе решали, чертя палкой на мокром песке. Постепенно они научатся не только решать, но и ставить задачи, добиваться понимания происходящих в природе процессов, находить закономерности, формулируя основные принципы и постулаты, без которых нельзя безопасно летать (явление - задача - тенденция - закономерность). В итоге, летчик начинается с умения думать и находить правильные и своевременные решения. Школа жизни открывает инструментарий, нужно лишь желание и способности воспользоваться этим инструментарием, чтобы найти ответ на вопрос, который скрывает природа в воздухе и на земле.
Школа - это когда рядом учитель, который вовремя может взять за руку и поведет в этот удивительный мир авиации. Мир, который начинается рядом с домом, лесом, озером или речкой. Хорошо, когда есть рядом тот, кто откроет этот мир. Никто не отрицает возрастающие возможности современных и будущих компьютеров, очень важно, в какие игры играете, какие задачи ставите, к каким решениям приходите.
Главное в летном деле - это решение. И от того насколько оно будет грамотным и своевременным, зависит "безотказность" и "долговечность", а значит надежность летчика. Школа вертолетчиков - школа надежности. Хороший летчик - надежный летчик....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
В Индии потерпел крушение истребитель
Ноябрь 5, 2024
Суровая погода или поломки? Самолеты массово уходят на экстренную посадку в Сургуте и Нижневартовске