Красная звезда
17 августа 2007, 14:59
Долгая дорога в стаю "стрижей"
Их не останавливают достигнутые высоты: мастерство пилотов постоянно растет, программы совершенствуются. Каждый их показ - это событие, каждая фигура - уникальное исполнение
Невысокого роста, в летном костюме с нашивкой "Стрижи", окруженный толпой журналистов, он, кажется, был немного смущен таким вниманием к себе. Когда толпа рассеялась, я подошел к летчику, и мы разговорились. Оказалось, что накануне ему "стукнуло" 20 календарных лет службы. Находясь в составе пилотажной группы с 2002 года, летчик 1-го класса с восьмилетним стажем высшего пилотажа, наверное, раньше и не мог себе представить, какой долгий путь ему предстоит пройти до места службы в 16-й воздушной армии войск Командования специального назначения, в состав которой и входит Центр показа авиационной техники (ЦПАТ) в Кубинке.
"Когда стоял вопрос о будущей профессии, я колебался в выборе между музыкой и карьерой военного. Летчиком даже и не думал сначала стать", - с улыбкой вспоминает Сергей. Побывав на прослушивании в музыкальном училище, сразу понял, что это не для него. А тут старший товарищ поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов и стал агитировать. "Ну что, говорю, просто летаешь, и тебе за это деньги платят?" - смеется над собой летчик.
Несмотря на отговоры родных (все-таки в семье до него не было военных) и не лучшие результаты медкомиссии, Сергей с документами на руках сам отправился в училище и… поступил. После выпуска из училища в сложном для Вооруженных Сил 1991 году сразу попал служить на МиГ-25 в Обозерский полк Архангельской отдельной армии ПВО. И не жалеет, так как в полку сразу переучили на МиГ-25 и допустили к полетам. Но уже в 1994 году полк расформировали. Сказали, либо ищите себе места летчиков, либо на МиГ-31 в заднюю кабину штурманом. Пришлось искать самому: попал в станицу Кущевская, где базировался учебный полк Краснодарского училища. Там пересадили на Л-39, где инструктор с 1994 по 1999 год майор Сергей Васильев подготовил несколько выпусков курсантов.
Однако и во время учебных полетов не все бывает гладко. В одной из таких тренировок, отрабатывая с курсантом условный перехват, почти сразу после взлета выяснилось, что в баках каким-то образом оказался аварийный остаток топлива. Руководитель приказал снижаться до тысячи, но, даже находясь на такой высоте, могли не долететь до аэродрома. Инструктор майор Васильев принял решение не снижаться: на большой высоте расход топлива меньше. Когда уже приземлились обратным стартом (когда посадка производится в сторону, противоположную направлению взлета), оказалось, что баки были почти пусты. "Повезло, - смеется летчик. - С ведром керосина сели!"
Знакомство с летчиками АГВП "Стрижи" и "Русские витязи" состоялось на юбилее полка в 1997 году. Тогда по приглашению командования они прилетали для показов. "Познакомились, предложили: ну молодой, первый класс, здоровье - в норме: все подходит. Знали, что перспектива есть", - замечает подполковник Васильев. После боевого полка, инструкторского полка то, что они делают, действительно впечатлило молодого летчика. Высший пилотаж, тем более групповой, к тому же выполнение фигур на минимальном интервале. Захотелось попасть к ним. Но получилось так, что переводиться подполковнику Васильеву в АГВП "Стрижи" пришлось почти 5 лет. Сначала нужно было курсантов выпустить из училища. Затем отправили переучиваться на МиГ-29. В Центр показа авиационной техники попал только в 1999 году в эскадрилью подготовки резерва АГВП "Небесные гусары" на МиГ-29, а позже на Л-39, созданный специально для "молодежи" армии, где он продолжил заниматься инструкторской работой. И только по прошествии трех лет летчика 1-го класса Сергея Васильева с большим трудом перевели в АГВП "Стрижи".
Сегодня подполковник Сергей Васильев в пилотажной группе выполняет одиночные полеты. По его словам, в этом есть и свои привилегии, и свои сложности. "В одиночном пилотаже летишь один и сам принимаешь решения, - объясняет Сергей. - В групповом немного не так. Что ведущий группы делает, то все за ним и повторяют. Свободы для творчества меньше". Из-за этого групповой пилотаж и получается плавней. К тому же, по словам Сергея, в одиночном перегрузки значительно выше. "Если в одиночном пилотаже допускается перегрузка в восемь единиц, то в групповом только в шесть. Поэтому, выполняя одиночную программу, летишь и создаешь такую перегрузку, какую сам можешь выдержать", - объясняет Сергей. Конечно, ограничения есть. И для показательных выступлений в том числе. Когда для самолета девять единиц - ограничение, то все показы проходят при семи-восьми единицах перегрузки.
Популярность пилотажной группы "Стрижи" с каждым годом растет. Они стали желанными гостями на многих салонах с показом крылатой техники, в том числе и за рубежом. Только за этот год группа провела восемь показательных выступлений по всей России. Также они приняли участие в международном авиашоу в Эль-Айне (ОАЭ). "Постоянно показы, а тренироваться некогда. Не хватает тренировочных полетов", - посетовал гвардии подполковник. Несмотря на то, что возможностей для тренировок меньше, чем желания: на мировом уровне российские авиационные группы высшего пилотажа в небе не имеют себе равных. Совсем недавно на авиабазе Кубинка на тренировке 1-й и 2-й эскадрилий смешанной группой из девяти самолетов "Стрижей" и "Русских витязей" в пилотажном порядке "Большой бриллиант" была впервые выполнена "бочка". Подобного в смешанном строю из разных типов самолетов не удавалось сделать пока ни одной пилотажной группе мира.
Их не останавливают достигнутые высоты: мастерство пилотов постоянно растет, программы совершенствуются. Каждый их показ - это событие, каждая фигура - уникальное исполнение. Старший летчик АГВП "Стрижи" поделился, что и на ближайшем Международном авиакосмическом салоне-2007 нас могут ожидать сюрпризы. До встречи на МАКСе, Сергей Алексеевич!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Авиационная безопасность: международные эксперты на неделе ИКАО
Ноябрь 5, 2024
Для охраны лесов Астраханской области будут использовать беспилотники
Ноябрь 5, 2024
Самолет из Москвы совершил экстренную посадку в аэропорту Ульяновска