О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Alcoa ищет дорогу в российское небо

У российского подразделения американской Alcoa появился шанс наконец сделать прибыльными два своих российских завода. В ходе авиасалона МАКС-2007 компания подпишет соглашение о сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией

У российского подразделения американской Alcoa появился шанс наконец сделать прибыльными два своих российских завода. В ходе авиасалона МАКС-2007 компания подпишет соглашение о сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Но отраслевые эксперты оговариваются, что зарабатывать на российском авиационном рынке Alcoa сможет лишь в случае выполнения масштабных планов ОАК, которые пока выглядят не слишком реалистичными.

Вчера руководитель Роспрома Борис Алешин сообщил, что ОАК намерена на МАКС-2007 подписать соглашения о сотрудничестве с американской Alcoa. Чиновник не стал раскрывать детали, в ОАК и Alcoa обсуждать проект также отказались. Однако источник, близкий к одной из сторон соглашения, рассказал Ъ, что речь идет о поставках алюминиевого проката для самолетостроительных предприятий ОАК. Собеседник Ъ уточнил, что Alcoa "вряд ли станет эксклюзивным поставщиком ОАК". По мнению другого источника Ъ, близкого к сторонам, контракт с Alcoa "из стратегических соображений", может быть ограничен лишь поставкой листов и профилей для гражданских самолетов.

Однако для Alcoa даже небольшая часть заказов для российского авиапрома была бы большой удачей. Дело в том, что российские заводы американской компании - Белокалитвенское металлургическое производственное объединение (БКМПО) и Самарский металлургический завод (СМЗ), которые в 2005 году Alcoa выкупила у "Русала" за $257 млн., убыточны. Одна из причин заключается в отсутствии рынка сбыта алюминия для авиапрома, который исторически был основным потребителем проката этих заводов. В результате БКМПО и СМЗ загружены меньше чем наполовину. Они выпускают примерно 250 тыс. тонн проката и менее 5% от этого поставляют авиапрому - главным образом корпорации "Иркут" (входит в ОАК). В то же время еще в начале года представители Alcoa уверяли, что планируют вывести "Алкоа металлург рус" (управляет российскими заводами) на уровень безубыточности. По итогам 2006 года, по данным знакомого с ситуацией источника Ъ, убыток российских предприятий Alcoa составил около $40 млн.

Отраслевые эксперты считают, что за счет контрактов с ОАК Alcoa действительно могла бы улучшить ситуацию на БКМП и СМЗ, но только если авиастроительная корпорация действительно реализует заявленные масштабные планы по увеличению производства авиатехники. Позавчера президент ОАК Алексей Федоров заявил, что с 2007 года по 2025 год корпорация выпустит около 4,5 тыс. самолетов, две трети из которых будут гражданскими и транспортными. Получается, что в России будет выпускаться около 250 самолетов в год. Официально аналитики и участники рынка отказываются комментировать выполнимость этих планов. Но итоги работы авиапрома в последние годы говорят о смелости прогнозов ОАК. По данным Ространснадзора, в 2006 году российским авиакомпаниям поставлено всего пять отечественных самолетов, столько же - в 2005 году, шесть - в 2004 году и восемь - в 2003 году. Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак добавляет, что в середине 80-х, во время расцвета российского авиапрома, он выпускал только до 150 магистральных самолетов взлетной массой более 100 тонн в год.

Но глава аналитического агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает реалистичным план ОАК по производству 430 самолетов до 2012 год. По расчетам эксперта, для производства этого количества самолетом понадобиться 12-15 тыс. тонн алюминиевого проката. По расчетам аналитика банка "Зенит" Игоря Нуждина, средняя цена алюминиевого проката для самолетов составляет $4,5-4,7 тыс. за тонну, то есть сумма заказа составит порядка $67-75 млн. Денис Горев из ИК "Финам" оценил потенциальный доход Alcoa в $70 млн. Однако если компания не станет эксклюзивным поставщиком ОАК, эти доходы будут поделены с конкурентами - главным из них является Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), которым владеют структуры Виктора Вексельберга. Вчера представители КУМЗа и господина Вексельберга не смогли пояснить, существует ли у завода соглашение о сотрудничестве с ОАК. Источники Ъ говорят, что пока его нет, но КУМЗ "все равно рассчитывает на крупную долю в заказах ОАК".

Олег Пантелеев считает, что ОАК также заинтересована в совместном бизнесе с Alcoa, как и алюминиевая компания. "Поскольку продукцию ОАК предполагают поставлять и на экспорт, особую важность приобретает вопрос о международной сертификации самолетов и материалов, из которых они сделаны",- говорит господин Пантелеев. Он отмечает, что Alcoa, являясь международной компанией, может организовать на своих предприятиях производство материалов по международным стандартам, облегчив для ОАК выход на мировой рынок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка