ОАО "Интеравиагаз"
20 августа 2007, 10:36
Герои O’Генри на сжиженном газе АСКТ отдыхают, или рассказ о том, почему авиагаз безопаснее авиакеросина
Генеральный директор ОАО "Интеравиагаз" В.Зайцев комментирует интервью руководителя "Газпромавиа" А.Овчаренко, опубликованного на официальном сайте компании
Ситуацию поясняет генеральный директор ОАО "Интеравиагаз" Вячеслав Зайцев:
Авиагаз АСКТ безопасен
Полагаю, что настороженное отношение г-на Овчаренко к применению газомоторного топлива в авиации связано, скорее всего, с общеизвестными работами фирмы "Туполев" по исследованию возможности использования в качестве топлива для самолетов сжиженных водорода и метана. Действительно, особенностью этих газов, и это для ученых не секрет, является тот факт, что в жидком состоянии они могут находиться при температурах не выше -2500С и -1600С соответственно. Т. е. при очень низких, или криогенных температурах, - есть в технике такой термин. Несомненно, что при таких очень жестких требованиях к температурному режиму, организовать безопасное хранение таких топлив в баке можно только за счет высокоэффективной теплоизоляции. И неважно, будет ли это бак самолета, вертолета или просто наземного автотранспорта и пр. В случае малейшего нарушения изоляции - последствия, действительно предсказуемы: резко возрастет поток тепла к сжиженному газу, газ начнет испаряться, давление в баке моментально повысится и его просто разорвет. Причем это будет очень похоже на взрыв.
Видимо, именно такую взрывоопасность - смеси криогенных сжиженных газов - водорода и метана - имел в виду г-н Овчаренко. А не свойство смеси с воздухом любого топлива - газа, паров керосина или бензина, которые, да, могут воспламениться от искры, горящей спички и пр. Но здесь нужно сразу сделать оговорку эти газы взрываются, во-первых, только в определенных процентных соотношениях с воздухом. И, во-вторых, смесь газа с воздухом, и ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, взрывается только в закрытом пространстве - помещениях или емкостях (в топливном баке, в квартире, в шахте и т.п.). На открытом пространстве газ не взрывается, он просто горит. Общеизвестно, что эксплуатация бытовых газовых плит - неважно при централизованной газификации или пропан-бутана в газовых баллонах, настолько проста, что мать доверяет "зажигать плиту" даже ребенку-дошкольнику. Да и автомобили на сжиженном автопропане или сжатом до 200 атм. природном газе - метане, давно стали приметой последнего времени. И их эксплуатация не только у шоферов-профессионалов, но и автолюбителей не вызывает проблем. А уж в авиации, поверьте, топливные установки будет обслуживать еще более квалифицированный персонал.
Увы, руководитель "Газпромавиа" почему-то не упомянул об исследованиях авиационных институтов ЦАГИ, ЦИАМ и ЛИИ, а также о работах МВЗ им. М.Л. Миля и нашего ОАО "Интеравиагаз" и других исследователей, которые предложили использовать на вертолетах авиационное сконденсированное пропан-бутановое топливо - АСКТ (ТУ 39 1547-91). Оно в эксплуатационном отношении гораздо проще, чем метан и тем более водород. Убежден, наш проект должен быть очень интересен "Газпромавиа", авиапарк которого, судя по официальным данным самой компании. на две трети состоит из вертолетов!. Наше топливо - АСКТ, можно хранить в сжиженном виде при температуре окружающей среды сколь угодно долго, в баках без теплоизоляции под небольшим давлением и без каких-либо потерь на испарение в температурном диапазоне от -95 до + 600С.
Наш авиагаз - АСКТ, значительно дешевле авиакеросина и, главное, его можно вырабатывать из нескольких видов сырья. В частности - из попутного нефтяного газа, который в России, вместо 100-процентной утилизации, сжигается в огромных количествах (более 20 млрд.куб.м. в год) в факелах. В последнем Послании Федеральному Собранию даже сам президент В.В.Путин обратил внимание на эту вопиющую расточительность и назвал ее недопустимой. Разрабатывая свой проект для авиации, мы и делали первостепенный расчет на использование АСКТ именно в тех бездорожных регионах, в которых воздушный флот является основным, часто единственным транспортным средством. А это - Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера, которые, будем надеяться, благодаря полярным исследованиям, прирастут арктическим шельфом и протянутся далее к Северному Полюсу.
Промышленный образец вертолета на авиагазе АСКТ уже доказал свою состоятельность
А теперь - уже непосредственно о безопасной эксплуатации АСКТ в полете. 7 сентября текущего года исполняется 20 лет со дня первого испытательного полета экспериментального вертолета Ми-8ТГ, один из двух двигателей которого работал на техническом бутане. (Ту-155 полетел на газе годом позже). Позже, в 1995 году на МАКСе был официально продемонстрирован в полете и первый в мире промышленный образец вертолета-газолета Ми-8 ТГ.. Испытания показали, что модификация Ми-8ТГ в двухтопливный вариант (его двигатели могут работать как на АСКТ, так и на авиакеросине, а также на их смеси) достаточно проста и может быть выполнена на любом авиаремонтном предприятии при наличии комплектующих изделий в течение 2-3 недель. Подчеркну: обслуживание вертолета на газовом топливе мало чем отличается от обычного аналога. Причем, АСКТ можно применять также на самолетах и других видах транспорта с газотурбинными и поршневыми двигателями, включая и автомобили.
Что касается безопасности, то в отличие от керосиновых топливных баков, которые имеют открытый дренаж, т.е. сообщаются с атмосферой и в надтопливном пространстве может образоваться взрывоопасная смесь, баки со сжиженным газом с атмосферным воздухом не сообщаются (закрытый дренаж) и кислород в надтопливное пространство пасть не может. Поэтому взрыв АСКТ, находящегося в топливном баке летательного аппарата, исключен абсолютно.
Пора за дело!
Нет проблем и с обеспечением заправочными комплексами летательных аппаратов и даже автомашин, которые захотят перевести на АСКТ. Такая установка также уже существует. Она прошла цикл испытаний на специальном топливном стенде. Остальные элементы, которые должны входить в будущую аэродромную газотопливную инфраструктуру (хранилища, средства транспортировки и контроля и т.п.) уже давно используются в нефтегазовой промышленности и выпускаются серийно для работы с пропан-бутаном (используемым в качестве топлива - для автомобилей, населением - для хозяйственных нужд и т.п.). Поэтому ее развитие для обеспечения самого широкого спектра пользователей газовым топливом не потребует решения сложных технических проблем и будет доступна и в финансовом плане.
И последнее. Старики помнят, как взрывались "керогазы", - усовершенствованные примусы, работавшие на керосине. Явление было настолько распространенным и неприятным, что его описание вошло в "золотой фонд" мировой литературы. Любимый всеми писатель О’Генри ярко описал, как мошенники ловко использовали этот факт, чтобы продавать "порошок против взрыва газа в примусе". О взрывах пропан-бутанового баллонного газа (аналога нашего авиагаза АСКТ), который широко используется домохозяйками в сельской местности не слышал. Так неужели авиационные специалисты, которые, к тому же, будут сдавать зачет по правилам обращения с пропан-бутановыми газами, менее технически образованы?
Авиа-космический салон "МАКС-2007" (г.Жуковский) 21-26 августа
Газолет на МАКСе-2007 (ОАО "Интеравиагаз"): экспозиция "Росавиацентра" - бело-голубая тентовая конструкция "Общества друзей воздушного флота" (ОДВФ) - рядом с павильоном "В-1".
ОАО "Интеравиагаз" совместно с МВЗ им. М.Л. Миля занимается разработкой вертолетов на газовом топливе (АСКТ) и системы наземного газового топливообеспечения. АСКТ может вырабатываться из попутного нефтяного газа (его фракции ШФЛУ (LPG)), "жирного" природного газа и т.п.
Технология производства АСКТ достаточно проста и принципиально отработана в ОАО "НИПИгазпереработка" (г. Краснодар). Используя ее при переработке попутного нефтяного газа (ПНГ), можно реализовать безотходное производство, получая на выходе три и более товарных продукта: газ, подготовленный для транспорта по магистралям, АСКТ и пропан-бутан (для наземного транспорта и быта марок ПА, ПБА, СПБТ), бензин газовый стабильный (БГС) и др.
Работы по внедрению газотопливной технологии в авиационную технику включены в подпрограмму "Развитие производства авиационной техники малой авиации на 2008-2015 г.г.". Документ в настоящее время проходит согласования в различных министерствах и после утверждения войдет в ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010г. и на период до 2015г.", принятой Постановлением Правительства РФ № 728 от 15.10.01г.
Разработка газолета имеет высокую степень готовности, т.к. он уже прошел начальный этап заводских испытаний. Имеющийся научно-технический задел и объем уже проведенных опытно-конструкторских работ позволяет в очень короткие сроки (1-2 года) завершить работы и подготовить необходимую документацию для переоборудования существующего парка вертолетов для работы на газовом топливе или запуска двухтопливных вертолетов в серийное производство, что потребует порядка 70-90 млн.руб. федеральных средств, т.к. частный бизнес не торопится вкладывать средства в авиационные ноу-хау.
На сжиженном газе уже мог бы летать вертолет Ми-8ТГ (модификация вертолетов семейства Ми-8 в двухтопливный вариант (авиакеросин - авиагаз), созданный на Московском вертолетном заводе им. М.Л.Миля. Двигатели этого вертолета, в случае перебоев с поставками авиагаза, могли также работать и на штатном авиакеросине, и на смеси сжиженного газа - АСКТ, и авиакеросина практически в любой пропорции.
Вертолет-газолет не имеет аналогов в мире.
Инвестиционный проект от компании "Интеравиагаз" - авиационное сконденсированное пропан-бутановое топливо (АСКТ), которое можно вырабатывать из ПНГ по ТУ 39 1547-91. Топливо разработано для применения в авиации (вертолет, самолет). Его применение возможно и в автомобильном транспорте.
Кроме того, в компании "Интеравиагаз" разработан унииверсальный заправочный модуль, который может заправлять сжиженным газом или авиакеросином вертолеты и другие летательные аппараты, а также, после несложной доработки, и автомобили.
Преимущества топлива АСКТ:
- Ожидаемая стоимость в 2-5 раз ниже, чем у авиакеросина.
- Экологически чище (увеличение ресурса двигателей на 25-30%).
- Теплота сгорания на 5-7% выше (уменьшение расхода топлива).
- Более высокая эффективность при эксплуатации в зимних условиях.
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "Интеравиагаз"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"