О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стратегия бомбардировщиков

Россия возобновляет полеты по всему земному шару

Во время учений войск стран ШОС в пятницу на полигоне Чебаркуль под Челябинском Владимир Путин сделал очередное громкое заявление. Но оно было адресовано не союзникам по Шанхайской организации, а западным партнерам. "Мною принято решение возобновить полеты российской стратегической авиации на постоянной основе", - заявил российский лидер. "Боевое дежурство будет осуществляться в районах судоходства и экономической зоны, - добавил он. - Надеюсь, что партнеры с пониманием отнесутся к этому шагу". Путин сообщил, что с 17 августа эти полеты будут проводиться регулярно.

На следующий день командующий дальней авиацией ВВС генерал-майор Павел Андросов разъяснил слова верховного главнокомандующего: "Выполнено около 50 вылетов самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78 с налетом более 400 часов. Были использованы аэродромы Оленье, Воркута, Мончегорск, Тикси, Анадырь, Энгельс, Шайковка". Самолеты летали над акваториями всех четырех океанов, находясь в воздухе по 13 часов. С учетом недавних заявлений главкома ВМФ Владимира Масорина о необходимости восстановить присутствие российского флота в Средиземном море, можно говорить, что Россия намерена вернуться в Мировой океан и воздушное пространство.

В отличие от предыдущих громких инициатив и заявлений Путина, в том числе о возможности перенацелить российские ракеты на Европу и создании совместной с американцами ПРО, возобновление полетов стратегических бомбардировщиков в Вашингтоне восприняли весьма хладнокровно. Официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак не слишком дипломатично заявил: "Если России захотелось достать часть этих старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, то это решать им", и отдал дань политесу, назвав это решение интересным. А зам пресс-секретаря Белого дома Гордон Джондроу не увидел в Ту-160 никакой угрозы: "Не думаю, что наши военные испытывают по этому поводу обеспокоенность". Хладнокровие американцев объясняется просто: если в сухопутных вооружениях и ракетной технике у России есть большие традиции и потенциал, то дальняя авиация и флот - это сугубо американская "поляна", что обусловлено целым комплексом причин, в том числе геополитической и исторической.

Вторая мировая

Стратегические бомбардировщики наряду с авианосцами считаются символом великой державы, экономического процветания и технологического могущества. Именно в этой области вооружений преимущество США над остальным миром остается подавляющим.

Гегемония началась еще в 1903 году, когда братья Райт в городке Китти-Хоук подняли в воздух первый аэроплан. Хотя первая бомбардировка была проведена не американцами, а итальянцами - в 1911 году в войне против турок, - развитие бомбардировочной авиации в США признавалось приоритетным и получило толчок с идеями итальянского генерала Джулио Дуэ о самостоятельной роли ВВС в предстоящих войнах. Этому способствовало географическое положение страны, и уже к концу Второй мировой войны авиация США имела тысячи В-24 "Либерейтор" и В-29 "Суперкрепость".

О вкладе в победу над Германией и Японией этих супербомбардировщиков и, если шире, о роли стратегического воздушного наступления США и Англии споры идут до сих пор. По разным данным, авиация западных союзников разрушила от четверти до трети промышленного потенциала и инфраструктуры Германии. О значении В-29 в войне против Японии хорошо сказал знаменитый генерал Джеймс Дулиттл: "Военно-морской флот США располагал достаточным числом транспортных средств для высадки десанта на территории Японии. Сухопутные войска располагали для этой задачи достаточными силами. Но В-29 сделали этот десант ненужным". Советские военные теоретики отвергали смысл и значение массированного воздушного наступления, упирая на решающую роль сухопутных войск и страдания гражданского населения в подвергшихся бомбардировкам городах. Место авиации было указано в проекте Полевого устава Красной армии 1941 года: "Боевая авиация, взаимодействуя с наземными войсками, мощными ударами подавляет огневые средства обороны... сопровождает наступление танков и пехоты, подавляя артиллерию, скопление войск и подходящие резервы". Главнейшей задачей ВВС признавалось "содействие успеху наземных войск и обеспечение господства в воздухе". О стратегических целях - массированных ударах по экономическим, административным, политическим центрам противника, разрушении промышленности и транспортной системы в глубоком тылу Полевой устав 1941 года упоминал, но одной строкой и неакцентированно.

В рамках этой концепции Советский Союз просто не мог создать дальний бомбардировщик, хотя бы приближающийся по своим характеристикам к В-24, тем более - В-29. Единственный самолет этого класса Пе-8 так и не пошел в массовую серию из-за конструктивных недостатков. Например, на 1 июля 1943 года в советских ВВС был единственный полк, вооруженный Пе-8 в количестве 18 штук, из которых полностью боеспособны были всего 11. А в 1944 году командование вообще стало заменять Пе-8 американскими В-25 "Митчелл", которые поставлялись по ленд-лизу. Остальные дальние бомбардировщики, как не любимый экипажами за плохую управляемость ДБ-3Ф и его продолжение Ил-4, не отвечали требованиям воздушной войны.

На их фоне "либерейторы" и особенно "суперкрепости" казались пришельцами из другой эпохи. Скажем, В-29 имел полностью герметичную кабину, централизованную систему управления огнем, гироскопические счетно-решающие стрелковые прицелы, РЛС для бомбометания и навигации, броневую защиту, полностью автоматизированную бортовую систему управления, радиус действия 3-4 тысячи км, максимальную скорость 600 км/ч, бомбовую нагрузку до 9 тонн. К моменту капитуляции Японии союзники имели на Марианских островах и Окинаве чуть менее 10 тысяч бомбардировщиков.

После войны

С наступлением ядерной эпохи бомбардировщики пережили в СССР короткий период интереса и внимания власти: кому-то ведь надо было доставлять атомные бомбы по нужным адресам. В начале 1950-х возникло целое семейство бомбардировщиков Андрея Туполева, в том числе знаменитый Ту-16, на базе которого были созданы носитель атомной бомбы Ту-16А и гражданский лайнер Ту-104. Однако с развитием ракетной техники интерес к стратегическим самолетам в Советском Союзе стал пропадать. Характерна в этом смысле судьба ОКБ-23 во главе с учеником Туполева Владимиром Мясищевым, сконструировавшим М-4, а затем и М-50.

М-50 был первым сверхзвуковым межконтинентальным бомбардировщиком, на котором установили множество технических новинок, например автоматическую систему регулирования центра тяжести (необходима при переходе на сверхзвук), а бортовая электроника позволила сократить экипаж до двух человек. Прототип самолета совершил 18 тестовых полетов, однако в 1960 году ОКБ Мясищева было расформировано, самого конструктора перевели с понижением в ЦАГИ, и работы над семейством "эмок" закрыли - ЦК КПСС решил, что в эпоху спутников и межконтинентальных ракет бомбардировщики не нужны. Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов напомнил "Газете" выражение Хрущева: "Ракета - молодец, все остальные - дуры".

А в это время за океаном уже восемь лет летал В-52 - одно из самых знаменитых и удачных произведений американского ВПК, которое до сих пор остается основным оружием Стратегического авиационного командования ВВС США. Самолет пережил восемь модификаций, потому что на идее пилотируемой доставки ядерного оружия никто в Америке не ставил крест. Для повышения выживаемости В-52 при прорыве систем ПВО было принято множество решений, в том числе оснащение ракетами - ложными целями "Куэйл" и управляемыми ракетами поражения ЗРК противника "Хаунд Дог", а также конструктивное усовершенствование для перехода на сверхмалые (до 150 м) высоты.

Сейчас

На В-52Н американцы возлагают особые надежды: они считаются единственным видом доставки крылатых ракет воздушного базирования и противокорабельных ракет "Гарпун". Всего в составе Стратегического командования остается 71 В-52Н, которые базируются в штатах Луизиана и Северная Дакота (56 для боевого применения). Их крылатые ракеты могут оснащаться ядерными боеголовками.

Военные эксперты признают, что без В-52 не было бы новейших В-1 и В-2. Все 95 B-1В выведены из состава стратегических ядерных сил США, так что теперь в ядерных силах в качестве второго компонента - только 42 самолета В-2А, базирующиеся в Миссури.

Александр Коновалов высоко оценивает В-2: "Самолет зализан, в нем применяется технология "стелс". Он напоминает летучую мышь, раскинувшую крылья. Но не это главное: В-2 отлично защищен от обнаружения, компьютеризирован, почти всегда действует ночью. Бомбы у него наводятся при помощи системы GPS".

В-2 - это уже третье поколение малозаметных самолетов США, выполнен по схеме "летающее крыло". В нем применяются самые передовые технологические разработки (например, корпус целиком состоит из титановых сплавов с применением углепластика), он несет до 18 тонн бомб и ракет на дальность 18,5 тысячи км со скоростью около 1 тысячи км/ч.

Очевидно, что российские ВВС с устаревшими Ту-95МС и Ту-160 вряд ли могут сравниться со стратегическими авиационными силами США. Дело не в количестве (Россия имеет 16 самолетов Ту-160 и 62 - Ту-95), а в качестве, доктрине, традициях и возложенных задачах. Если в СССР и России стратегическая авиация всегда была, по словам Коновалова, слабым звеном, то довольно странно считать ее сильным звеном сейчас

Состав стратегических ядерных сил России (СССР)


Сентябрь 1990 годаЯнварь 1997 годаЯнварь 2002 года
Компонент триадыНосителиЯдерные зарядыНосителиЯдерные зарядыНосителиЯдерные заряды
Межконтинентальные баллистические ракеты1398661276237007263150
Баллистические ракеты подводных лодок940280466424963321744
Тяжелые бомбардировщики1628557956278624
Всего2500102711505675811365518

Приведенные данные соответствуют данным Меморандума о взаимопонимании в соответствии с выполнением Договора СНВ-1 по состоянию на январь 2002 года

Состав авиационных стратегических ядерных сил России (по состоянию на январь 2002 года)

Тяжелые бомбардировщикиСамолетыБоезаряды
Ту-95МС63504
Ту-16015120
Всего78624

Зачем Россия возобновляет полеты стратегической авиации в отдаленных районах?

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:


А зачем Россия в 1992 году остановила эти полеты? Отказавшись от них, Россия сама создала вакуум, который США сразу и заполнили.

Но помимо военной в этих полетах есть еще и политическая функция. Без военного присутствия потенциал страны может быть чисто теоретическим. То есть можно считать, что у нас есть преимущество. Но если вместо вас в конкретной точке присутствует ваш конкурент, то такое преимущество равно нулю, поскольку оно у конкурента.

А еще это часть политики разумного ограничения и сдерживания односторонней американской военной силы. Ведь совершенно абсурдно то, что американские вооруженные силы, в частности ВВС, присутствуют почти в любой точке мира в качестве постоянного фактора. И никто не спрашивает почему, а просто привыкает к этому как к части мирового порядка, примерно так же, как к присутствию полиции на улицах городов. Но ведь полиция принадлежит одному государству!

Политика России начала 1990-х годов несет свою долю ответственности за формирование однополярного мира. Сейчас, возобновляя полеты, Россия посылает очень важный сигнал, что в мире даже теоретически нет однополярного устройства, а военно-стратегический плюрализм существует и в воздухе.

Магомед Толбоев, Герой России, заслуженный летчик-испытатель России:

Большие государства - и США, и Россия - имеют большие политические интересы в различных регионах, а без дальней авиации достичь своих целей невозможно.

Мы 15 лет не летали в отдаленных районах, и это, безусловно, сказывалось на имидже государства. Оно было слабое до такой степени, что не могло даже поддержать свою стратегическую авиацию. А сейчас мы стали летать, и это является показателем мощи государства и боеготовности армии. На предстоящем авиасалоне будет видно, кто есть кто. Они тут тоже на В-52 прилетели.

Елена Ищеева, телеведущая:

Это акция из разряда "Пусть боятся!". Я - за дальнюю авиацию, потому что мой дед, Герой Советского Союза Николай Горяйнов, в свое время сам поднимал в воздух знаменитый стратегический бомбардировщик М-50, который сейчас стоит в Монинском авиамузее.

Теперь те, кто отслеживает, что происходит в российском ВПК, будут знать, что наша дальняя авиация действует, оказавшись в российском настоящем из советского прошлого. Да и у летчиков теперь работа есть.

Валерия Новодворская, лидер партии "Демократический союз":

У меня есть сильные подозрения, что полеты возобновлены не для того, чтобы с высоты разглядеть, не нарушаются ли где-то на пространствах России права человека, а также рассмотреть ростки гражданского общества, чтобы потом их заботливо поливать.

Наши власти не могут жить без показного и никому не нужного милитаризма. Мы кормимся из трубы, а то, что на ней зарабатываем, в другую трубу и вылетает. Сейчас все полетит в трубу гонки вооружений.

Эдуард Балтин, адмирал, Герой Советского Союза, командующий Черноморским флотом в 1993-1996 годах:

Сначала экономика страны работает на ее вооруженные силы, а потом, наоборот, армия работает на экономику. Действиями, подобными нынешнему возобновлению полетов, создается международный авторитет государства.

Но возобновляемые полеты нашей стратегической авиации не будут непрерывными. Максимальное пребывание в воздухе бомбардировщика Ту-95К со всеми дозаправками составляет 17 часов, а потом его в течение трех суток надо заново готовить. Других у нас нет, да и разработка этих еще во времена Брежнева начиналась.

Но хотя этим ракетоносцам уже по 40 лет, лучших самолетов в стратегической авиации не придумано до сих пор. Бомбардировщик такого типа может взлететь с аэродрома военной базы Тихоокеанского флота (скажем, Воздвиженка или Украинка) и спокойно дойти до западного побережья США. И на них установлены очень хорошие и эффективные ракетные комплексы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка