Независимая газета
20 августа 2007, 15:16
Бомбардировщики залетели в большую политику
Возобновление полетов российской стратегической авиации не стало неожиданностью для Запада
Возобновление полетов российской стратегической авиации логично, "поскольку Запад по отношению к России переборщил с расширением НАТО", заявил газете "Репубблика" Микаэль Стурмер, бывший советник канцлера ФРГ Гельмута Коля. Еще более сдержанными оказались американцы. "Если России захотелось достать часть этих старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, то это решать им", - заявил пресс-секретарь внешнеполитического ведомства США Маккормак. Командующий Объединенным командованием аэрокосмической обороны Северной Америки генерал Джин Ренуар ограничился заявлением, что "средства ПРО США внимательно следят за полетами российских дальних бомбардировщиков". Активность российской Дальней авиации проявилась задолго до заявления президента РФ. 8-9 августа в воздухе находились одновременно 30 бомбардировщиков Дальней авиации - 4 Ту-160, 12 Ту-95, 14 Ту-22М3 и 4 воздушных заправщика Ил-78.
Политический азимут
Заявление Владимира Путина, сделанное под занавес масштабных учений ШОС, показывает политическую направленность этой акции. Азиатский блок во главе с Россией и Китаем продемонстрировал усиление своей стратегической составляющей, позиционируя себя как противовес США как минимум в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Однако, если недавние полеты бомбардировщиков в сторону Великобритании вызвали в Европе бурю негодования, заявление на учениях ШОС вдруг изменило подходы. России резко отказали в "агрессивности", в которой только что обвиняли. "Возобновление регулярных полетов бомбардировщиков, похоже, имеет целью оказать влияние на внутреннюю и внешнюю политику в большей степени, нежели на баланс военных сил", - пишет американская "Лос-Анджелес таймс". Видимо, на Западе почувствовали, что перебрали с пропагандой российской военной мощи. Когда в ШОС начали проситься Иран, Индия, Пакистан и даже Афганистан, тональность изменилась. Французская "Монд" написала: "Поскольку бомбардировщики (Ту-95) были приняты на вооружение еще в 1979 году, их нынешнее применение свидетельствует об упадке российской стратегической авиации, унаследованной от СССР".
Военно-технический аспект
Основу стратегической авиации США составляют бомбардировщики Б-52, принятые на вооружение в 1948 году. Так что российская боевая авиация не выбивается из мировых тенденций. А западным политикам и СМИ остается делать хорошую мину.
В первую очередь, возобновление боевого дежурства связано с возросшим значением стратегической авиации. Оно наглядно было продемонстрировано в Ираке в 2003-м и Югославии в 1999 году. Авиация США не только уничтожила военную инфраструктуру противника, но и морально подавила его.
В самих США принята программа "Глобальные факторы: контроль, досягаемость и мощь. Перспектива 2020 года для американских Военно-воздушных сил". Суть ее - в способности стратегической авиации немедленно вылететь в любой регион земного шара для демонстрации силы или нанесения удара.
Дальняя авиация России лишь начинает догонять своих заокеанских партнеров. В недавних учебных полетах к Аляске и острову Гуам принимали участие два "молодежных экипажа". Сейчас происходит смена поколений в стратегической авиации, и если не "облетывать" молодых летчиков, скоро вся Дальняя авиация окажется прикованной к земле.
Заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор запаса Павел Золотарев заявил "НГ", что "войска, в зависимости от предназначения, должны уметь выполнять задачи от тактического до стратегического уровня без привязки к реальной политической ситуации. И упрекать их за это, по меньшей мере, некорректно".
Экономический прицел
Особо следует обратить внимание на слова президента РФ о том, что дежурство будет осуществляться не в районах предупреждения вероятного ракетно-ядерного удара по территории России и ее союзников, а в регионах активного судоходства и экономической деятельности РФ. Поэтому не может быть и речи о ядерном оружии на борту воздушных ракетоносцев. Как сказал "НГ" по телефону последний министр обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Язов, и в советское время на боевое дежурство Дальняя авиация вылетала без ядерных боеприпасов.
Россия снова ответила асимметрично. Сейчас превалирует прагматический подход. Полеты к Северному полюсу логически продолжают государственные притязания на этот богатый ресурсами регион. Полеты над Тихим и Индийским океанами демонстрируют способность оказать помощь союзникам в защите морских путей доставки сырья. Доставляется этими путями, в первую очередь, нефть Индии и Китаю. Налицо серьезный экономический фактор, в условиях глобальной экономической взаимозависимости вполне оправдывающий расходы на поддержание стабильности с помощью полетов стратегической авиации.
И как итог - мнение официального представителя Белого дома: "Военные во всем мире задействованы в самых разных операциях. Нет ничего удивительного, что ВВС России и российские военные могут производить подобные действия или учения. Это внутреннее решение россиян".
Численность бомбардировщиков США и России
По состоянию на январь 2006 года, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), за США числилось 106 стратегических бомбардировщиков, из которых 72 находились в боевом строю и совершали регулярные полеты по всему миру. На них приходится 1955 крылатых ракет и бомб с ядерным боезарядом.
85 бомбардировщиков B-52H Stratofortress 1961 года выпуска, из них в строю - 56. Вооружены крылатыми ракетами большой дальности с ядерным боезарядом ALCM 5-150 kt и ACM 5-150 kt. Соответственно 1000 и 400 штук.
21 бомбардировщик B-2 Spirit 1994 года выпуска, из них в боевом строю - 16. Вооружены ядерными бомбами свободного падения. 555 единиц.
По другим данным, за США также числится 88 бомбардировщиков В-1В Lancer, способных нести на борту ядерное оружие.
По сведениям СИПРИ, за Россией числится 78 стратегических бомбардировщиков, 872 крылатые ракеты большой дальности и бомбы с ядерными боезарядами.
64 Ту-95МС6 и Ту-95МС16 (по западной классификации Bear-H6 и Bear-H16) 1981 года выпуска, которые способны нести на борту соответственно по 6 и 16 крылатых ракет AS-15A ALCM, а также ядерные бомбы. За ними числится 192 и 512 ядерных боезарядов.
14 Ту-160 (Blackjack по западной классификации) 1987 года выпуска, способные нести на борту 12 крылатых ракет AS-15B ALCMs или AS-16 SRAMs, а также бомбы. Всего 168 единиц.
По данным на 1 января 2007 года, у России 15 стратегических бомбардировщиков Ту-160....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"