О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Деньги на воздух

В России могут резко подорожать авиабилеты. В 2008 году их стоимость вырастет на 20-40%. Об этом заявил руководитель Росавиации Е.Бачурин

В России могут резко подорожать авиабилеты. В 2008 году их стоимость вырастет на 20-40%. Об этом заявил на пресс-конференции в Москве руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин. По версии чиновника, подорожание билетов будет вызвано растущим износом российского авиапарка.

Обеспечение безопасности полетов на изношенных самолетах стоит гораздо дороже, чем в случае с новым парком. Дополнительные расходы авиакомпании традиционно переложат на пассажиров. Еще одним фактором повышения цены авиаперевозок Евгений Бачурин назвал недостаточное число самолетов - в пиковый сезон мест на борту может попросту не хватить на всех. При этом Минтранс по-прежнему выступает против допуска в Россию иностранных авиаперевозчиков. Выходом, по мнению Росавиации, могло бы стать снижение пошлин на импортные самолеты, но против этого возражает Минфин. Уповать на отечественных производителей (еще один рецепт от Бачурина) наивно: у них пока нет ничего, кроме громких заявлений, а самолеты нужны уже сейчас. Получается, что россиян поставят перед выбором: оплатить российским авиакомпаниям обновление парка или перестать летать вовсе.

"Планового повышения не бывает"

В авиакомпаниях заявление главы Росавиации комментируют осторожно. "Планового повышения цен на билеты у нас нет", - заявили корреспонденту "Газеты" в ОАО "Аэрофлот". При этом, как поясняют в компании, затраты на обновление авиапарка - не главная составляющая цены билета. "Она складывается из множества факторов, связанных с различными тарифами, длительностью пребывания в стране и так далее. А основная причина подорожания - это рост цен на ГСМ", - сообщил представитель компании.

"Ни одна авиакомпания не может рассчитывать на плановое повышение или снижение цен на авиабилеты", - соглашается замдиректора по связям с общественностью авиакомпании S7 Игорь Волков. Хотя может составить прогноз исходя из предполагаемых цен на топливо, стоимости аэропортовых услуг и прочего. При этом, по словам Волкова, проблема обновления авиапарка не надумана. Она поднимается уже не первый год, и в ближайшее время положение станет критическим, поскольку закончатся ресурсы использования советских самолетов.

Что касается надежд Евгения Бачурина на отечественных производителей, то в авиакомпании их не разделяют. "S7 в следующем году начинает реализацию программы обновления авиапарка, рассчитанную до 2014 года, - говорит Игорь Волков. - Ни одного российского самолета там нет".

Нежелание авиаперевозчиков обсуждать вопрос повышения тарифов объяснимо - им постоянно приходится помнить об угрозе антимонопольного расследования. "Любое значимое повышение цен авиакомпаниями будет проанализировано Федеральной антимонопольной службой на предмет того, что явилось его причиной - рост, например, цен на ГСМ или злоупотребление монопольным положением на рынке", - заявил руководитель управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов. Впрочем, прогнозировать развитие ситуации на несколько месяцев вперед он вообще считает "неблагодарным занятием".

Взлет неизбежен

Участники туристического рынка, которых повышение цены авиаперевозок касается напрямую, склонны в целом разделить мнение главы Росавиации. "Я с этим прогнозом полностью согласен", - заявил корреспонденту "Газеты" член президиума Ассоциации туроператоров России (АТОР), замгендиректора турфирмы "Нева" Алексей Каширский. "С прогнозом на рост в 20-40% согласна", - говорит и Евгения Конколь, гендиректор туроператорской компании "Спектрум-Трэвэл". Но причины роста, по мнению специалистов туриндустрии, Бачурин определил неверно, ближе к истине - мнение авиаторов.

"В связи со старением парка произойдет подорожание лишь на 5-7%. Основными же причинами роста тарифов будут рост цен на топливо и нехватка самолетов", - уверен Алексей Каширский. Причем подорожание в первую очередь коснется в основном внутренних регулярных рейсов, где конкуренция практически отсутствует. Что касается международных регулярных и чартерных рейсов, то на них, по прогнозам Каширского, такого взлета цен не стоит ждать. Тарифы поднимутся максимум 5-10% из-за подорожания топлива, что происходит ежегодно.

"Проблема старого парка была актуальна для российских перевозчиков несколько лет назад, - говорит Евгения Конколь. - Сейчас она не так остро стоит, потому что старые самолеты в основном списаны. В результате главной причиной подорожания становится дефицит самолетов. Рост тарифов может сдержать отмена налоговых пошлин на ввозимую в Россию технику. Сейчас этот вопрос решается, в случае отмены произойдет насыщение нашего парка зарубежной техников, и проблема дефицита отпадет. С другой стороны, могут вырасти тарифы на таких массовых направлениях, как Турция и Египет, если местные власти запретят шумные с их точки зрения Ил-86. Египет уже на стадии запрещения, а Турция регулярно грозится ввести запрет".

Право на небо

В пресс-службе Минтранса целесообразность повышения авиацен комментировать отказались. Однако пояснили, что до 60% стоимости билета - это топливная составляющая, поэтому при дальнейшем росте цен на нефть стоимость авиаперевозок также будет возрастать. "Это абсолютно нереальная цифра, - уверен руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Согласованный рост цен на авиабилеты в условиях конкуренции между авиакомпаниями однозначно вызовет претензии антимонопольных органов. И совершенно очевидно, что далеко не все компании нуждаются в столь масштабном обновлении своих парков, чтобы при этом поднимать настолько высоко стоимость билетов".

По мнению эксперта, такие оценки даны, чтобы показать серьезность проблемы и ускорить работу правительства по поиску выхода из ситуации. Пути уже намечены, однако работа стопорится. Во-первых, необходимо увеличить производство российской авиатехники. Именно для этого правительством была создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Одна из ее составных частей - "Гражданские самолеты Сухого" - активно разрабатывает проект регионального самолета Sukhoi SuperJet 100, а ОКБ им. Яковлева работает над проектом создания семейства машин МС-21. Однако первые серийные самолеты этих версий поднимутся в воздух не раньше чем через два-три года. В то время как некоторые виды самолетов в России производить не планируется вовсе.

Отсюда второй из возможных выходов - снижение ввозных пошлин на самолеты иностранного производства, аналоги которых не производятся в России. "Наш авиапром не в состоянии закрыть некоторые ниши по производству судов", - констатируют в Минтрансе. "Уже принято решение по снижению пошлины на ввоз самолетов бизнес-класса, но снизить пошлину нужно и на дальнемагистральные самолеты, такие как Боинг-787 и А-350. У нас в ближайшее время не планируется выпуск их аналогов", - говорит Олег Пантелеев.

В-третьих, в случае крайней необходимости можно допустить иностранных перевозчиков к внутреннему рынку России. Но такой выход в Минтрансе считают нецелесообразным, апеллируя к международной практике. "Это называется внутренний каботаж, однако не в интересах российских перевозчиков собирать со всего мира демпинг. В этом случае наши компании просто вымрут", - считают в пресс-службе Минтранса. "Такая практика распространена только в самых отсталых странах, где собственная гражданская авиация не развита совсем", - соглашается Олег Пантелеев. Тем не менее, по его словам, "есть полная уверенность в том, что по прошествии некоторого времени на Россию будет оказываться давление в направлении создания "открытого неба".

Дело в том, что сейчас деятельность глобальных авиаперевозчиков ограничена межправительственными соглашениями, в которых регламентируются параметры осуществления перевозок. И чаще всего они действуют на основе паритета. А принцип "открытого неба" предусматривает, что перевозчики будут вправе открывать новые направления исходя из экономической целесообразности, а не государственных договоренностей.

С тем, что заявление главы Росавиации носило демонстративный характер, согласна и аналитик компании "Брокеркредитсервис" Анастасия Жданова. "Новая техника действительно дешевле в эксплуатации из-за меньшего расхода топлива и более дешевого обслуживания, а стоимость обслуживания машин авиакомпании в любом случае переносят на пассажиров", - говорит она. Однако конкуренция на рынке высока и не дает возможности резко повышать цены. Просьбы от авиакомпаний об уменьшении ввозных пошлин, которые доходят до 40% от цены самолета, поступали давно. Возможно, нынешнее заявление связано с тем, что правительство готовит некоторое снижение пошлин.

Удручающая статистика

По данным Росавиации, в 2006 году рост рынка авиаперевозок составил 8,3%. В целом авиакомпании перевезли 38,02 млн человек (из них на международных рейсах перевезено 17,26 млн человек, на внутренних - 20,76 млн человек). Для страны, в которой живет около 150 млн человек, это очень небольшая цифра. Для сравнения: в 1990 году из аэропортов России было отправлено более 100 млн пассажиров.

Еще более удручающе выглядит статистика по аэропортам. В 1991 году в России было 1302 аэропорта, а по данным на 2007 год, их осталось всего 351. Сокращение произошло за счет маленьких региональных аэродромов.

Естественно, основная причина резкого падения пассажиропотока и количества аэропортов - это резкое удорожание цен на авиаперелеты. На недавней конференции во Владивостоке первый вице-премьер Сергей Иванов заметил, что сегодня "кроме военных, авиасообщения между Центральной Россией и Дальним Востоком практически нет". Билет стоит 30-40 тысяч рублей, и, по словам вице-премьера, нужно субсидировать авиаперелеты.

Впрочем, насколько эти пожелания власть имущих могут быть реализованы на практике, сказать трудно. Кроме того, субсидии - далеко не единственный выход. Существование серьезной конкурентной среды, например в Европе, заставляет авиаперевозчиков удерживать цены на куда более приемлемом уровне. В России же ситуация, когда перелет за границу стоит существенно меньше, чем аналогичный по расстоянию внутренний перелет, - скорее норма, чем исключение. Федеральной антимонопольной службе есть о чем задуматься.

Своими ценами российская авиация объединяет или разъединяет Россию?

Владимир Маслаченко, заслуженный мастер спорта, телекомментатор:


Она возмущает Россию! С учетом того, какие расстояния приходится преодолевать нашим гражданам внутри страны, считаю, что это - произвол и неуважение.

Уже в который раз я задаюсь вопросом: когда-нибудь государство - сначала СССР, теперь Россия - закончит издеваться над своим народом? В Москве стало жить невыносимо: строительное хулиганство, пробки, экология. Съездить в гости - цены на билеты кусаются.

А ведь это звенья одной цепи и своего рода проверка на лояльность граждан своей стране. И лояльность по отношению к тем людям, которые взяли на себя смелость руководить страной.

Виктор Черепков, член комитета Госдумы по безопасности (сопредседатель фракции "Народно-патриотический союз "Родина"):

Конечно, разъединяет, ведь слетать в Сочи теперь почти в два раза дороже, чем в Турцию. А на Дальний Восток и оттуда уже ни ветераны, ни пенсионеры летать не могут, а если еще цены повысят, то вообще 50% населения края летать не будут. То есть целые регионы России окажутся отрезанными.

Сейчас кто летает? Крутые, вполусмятку бандиты, губернаторы, мэры, министры, депутаты. Они и будут летать за государственный счет в полупустых самолетах. Авиация, может, и будет выигрывать, а вот государству будет нанесен колоссальнейший урон.

Перед развалом СССР авиабилет из Владивостока в Москву стоил 112 рублей, и я, как капитан первого ранга, получавший 900 рублей, мог спокойно за свои деньги летать. Да и пенсионер, получавший 120 рублей, тоже мог позволить себе такой полет.

А вот достану-ка я из портфеля нынешний билет Москва - Владивосток - Москва. Правда, он первого класса, но нам, депутатам, государство его оплачивает. Стоит он 132,5 тысячи рублей. А ведь это в том числе и ваши деньги, и пенсионеров, и других налогоплательщиков.

А сервиса, кстати, практически никакого. Раньше на коммерческих рейсах даже в специальном зале пассажиров кормили, не то что сейчас. У меня жена ходит на костылях (стала инвалидом из-за переживаний, связанных с моими передрягами), и за то, чтобы ее от трапа самолета на микроавтобусе в течение двух-трех минут довезти до депутатского зала, нужно заплатить 3 тысячи рублей. Это возмутительно, но никакого инструмента влияния на этот беспредел нет.

Я депутат, но кому стукнуть-брякнуть? Президенту? За почти восемь лет ни на одно мое обращение не получено ни одного ответа. Непонятно, какой клерк из администрации перефутболивает мои обращения ниже - и все. А когда в перерыве спрашиваю знакомых ребят из "Единой России", мол, как же ты так голосуешь, то они отвечают: ты ж понимаешь, иначе я во фракции не буду.

Леонид Ярмольник, артист, продюсер:

Авиация, знаете ли, не думает о разъединении страны, повышая цены, потому что законы рынка диктуют свои правила. Да, мы с вами говорим, что товар очень дорогой. Но ведь его покупают. Так какой смысл делать его дешевле?

Я недавно летал в Сочи. Так билет туда и обратно бизнес-классом стоит $2 тыс. Это просто немыслимо! Причем от обычного бизнес-класс особенно ничем и не отличается, только кресла побольше и еще дают кусок колбасы.

И все же этому есть оправдание: они хотят обновить парк и больше тратить на безопасность. Ведь у нас много старых самолетов. Так что эта полемика пустозвонна, потому что люди продолжают летать, а не отказываются сразу и все. И если эти деньги не разворуют, а потратят на повышение безопасности и обновление парка, то будет только правильно.

Вячеслав Зайцев, художник-модельер:

Разъединяет. Нормальный человек теперь даже к своим друзьям не сможет попасть. Это огромная катастрофа, и я не знаю, чем она вызвана.

Я понимаю, если бы у нас в стране керосина не было или какая-то экстремальная ситуация сложилась. А если они просто так повышают цены, то люди в конце концов не смогут друг друга любить. Это скажется на демографической ситуации в стране, потому что человек не сможет слетать в другой город, чтобы потрахаться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка