О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стратегический продавец

Гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" С.Чемезов обещает вывести к 2012 году на IPO все компании, которыми управляет ФГУП. Сами они обещают подготовиться к IPO в срок

Гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов обещает вывести к 2012 году на IPO все компании, которыми управляет ФГУП. Сами они обещают подготовиться к IPO в срок. Но инвестаналитики сомневаются в успехе этой инициативы, отмечая, что государство, как мажоритарный акционер, вряд ли будет учитывать интересы миноритариев, поскольку развитие стратегически важных предприятий имеет для него больший приоритет, нежели развитие рынка их акций.

Вчера на открытии авиасалона МАКС-2007 Сергей Чемезов заявил, что до 2012 года "все компании, входящие в "Рособоронэкспорт", выйдут на IPO". Три из них - "ВСМПО-Ависма", АвтоВАЗ и "Оборонпром" - проведут публичное размещение акций уже в 2009 году. При этом господин Чемезов упомянул и привлечение на АвтоВАЗ стратегического инвестора. Источник Ъ на АвтоВАЗе пояснил, что приход стратегического инвестора и IPO - "два процесса, не связанные друг с другом". Их этапность еще не определена, но, считает собеседник Ъ, "стратег у АвтоВАЗа появится до IPO". Размер пакета АвтоВАЗа, который будет размещен, пока не определен. По мнению источника Ъ, АвтоВАЗ может предложить инвесторам около 20% своих акций.

Готовится к IPO и "ВСМПО-Ависма". "Об этом задумывались еще в 2004-2005 годах,- пояснил Ъ представитель корпорации Артем Кисличенко.- И все предпосылки есть. С 2004 года делается отчетность по US GAAP, есть кредитные рейтинги. Остается политическая воля и параметры размещения". Глава "ВСМПО-Ависмы" Владислав Тетюхин уточнил, что ФГУП сохранит контроль над корпорацией. Глава "Оборонпрома" Денис Мантуров также назвал 2009 год "реальным сроком для подготовки к IPO компании "Вертолеты России" (вертолетный холдинг "Оборонпрома".- Ъ)". "Но прежде чем говорить об IPO, "Вертолеты России" должны перейти на единую акцию, что должно произойти в конце 2008 - начале 2009 года",- пояснил Ъ господин Мантуров.

Капитализация АвтоВАЗа по вчерашним котировкам составляет $4,35 млрд, "ВСМПО-Ависмы" - $3,078 млрд. Остальные холдинги "Рособоронэкспорта", включая "Оборонпром", не только не торгуются на бирже, но еще находятся в стадии создания (см. справку на стр. 9). Однако гендиректор одного из них - ЗАО "Русспецсталь" - Сергей Носов назвал сроки выхода компании на IPO к 2012 году "вполне реальными". "Мы прорабатываем контракт с аудиторскими компаниями, в том числе Deloitte & Touche, которые будут готовить международную отчетность. Планируем, что начнем ее выпускать с 2009 года",- сообщил Ъ господин Носов.

Эксперты считают, что обнародованные вчера планы "Рособоронэкспорта" провести IPO своих компаний в будущем могут позитивно отразиться на динамике рынка их акций. "В принципе чем больше компаний выходит на рынок, тем лучше для инвесторов. Для рынка это хорошая новость,- сказал аналитик UBS Алексей Морозов.- Для "ВСМПО-Ависмы" и АвтоВАЗа это будет не совсем IPO. Очевидно, Сергей Чемезов имел в виду выход на международные рынки капитала и увеличение акций в свободном обращении". "Я не вижу проблем при выходе на IPO таких компаний, как "ВСМПО-Ависма" и АвтоВАЗ. "Оборонпром" - компания, использующая технологии двойного назначения, как гражданские, так и военные. Хотя примеры успешного выхода таких компаний на публичный рынок были как в США, так и у нас,- считает управляющий директор ИК "Тройка Диалог" Дмитрий Кушаев.- Не думаю, что вывод предприятий "Рособоронэкспорта" на IPO - это утопия. Все эти планы вполне реальны". Тем не менее пока инвесторы восприняли новость без энтузиазма: вчера котировки акций АвтоВАЗа на ММВБ снизились на 2,4%, ВСМПО - на 0,3%.

Однако эксперты предвидят ряд сложностей при выходе предприятий, входящих в систему "Рособоронэкспорта", на международный рынок капитала. "Если "Вертолеты России" перейдут на единую акцию в конце 2008 - начале 2009 года, то провести IPO в указанные сроки компания не успеет, поскольку его нужно готовить как минимум полтора года,- рассуждает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Кроме того, 2012 год - это такой срок, к которому можно обещать все что угодно. К этому времени и ситуация в стране может измениться кардинальным образом". Один из поставленных недавно сроков "Рособоронэкспорт" уже не выдержал: в конце июня Сергей Чемезов говорил, что "в ближайшие дни" президент Владимир Путин инициирует создание на базе ФГУПа госкорпорации (см. Ъ от 20 июня). Однако этого до сих пор не произошло.

По словам аналитика "Брокеркредитсервиса" Севастьяна Козицына, для проведения IPO на иностранной бирже любой компании требуется как минимум отчетность МСФО за последние три года, а также четкая и прозрачная структура акционеров. "На работу юристов, аудиторов и консультантов, как правило, требуется год. А структурам "Рособоронэкспорта" с учетом их специфики может потребоваться больше,- считает аналитик.- Акции оборонных предприятий пользуются довольно высоким спросом инвесторов во всем мире. Но в России к ним относятся более чем осторожно, несмотря на большой инвестиционный потенциал". Это, по мнению Севастьяна Козицына, связано с тем, что для властей развитие производства стратегически важных предприятий, в том числе сектора ВПК,- больший приоритет, нежели развитие рынка их акций. "Можно также предположить, что интересы миноритарных акционеров при такой политике имеют меньшее значение, нежели национальная безопасность России",- отметил аналитик.

Однако, по мнению Алексея Морозова из UBS, все это вряд ли отпугнет инвесторов. "На рынке уже есть компании, контролируемые государством, и не одна. И наличие государства в качестве мажоритарного акционера вряд ли повлияет на настроение инвесторов,- сказал аналитик.- Скажем, в случае ВСМПО это даже плюс, так как эта компания может использовать лоббистские возможности государства для расширения собственного рынка"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка