Коммерсантъ
22 августа 2007, 07:55
Стратегический продавец
Гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" С.Чемезов обещает вывести к 2012 году на IPO все компании, которыми управляет ФГУП. Сами они обещают подготовиться к IPO в срок
Вчера на открытии авиасалона МАКС-2007 Сергей Чемезов заявил, что до 2012 года "все компании, входящие в "Рособоронэкспорт", выйдут на IPO". Три из них - "ВСМПО-Ависма", АвтоВАЗ и "Оборонпром" - проведут публичное размещение акций уже в 2009 году. При этом господин Чемезов упомянул и привлечение на АвтоВАЗ стратегического инвестора. Источник Ъ на АвтоВАЗе пояснил, что приход стратегического инвестора и IPO - "два процесса, не связанные друг с другом". Их этапность еще не определена, но, считает собеседник Ъ, "стратег у АвтоВАЗа появится до IPO". Размер пакета АвтоВАЗа, который будет размещен, пока не определен. По мнению источника Ъ, АвтоВАЗ может предложить инвесторам около 20% своих акций.
Готовится к IPO и "ВСМПО-Ависма". "Об этом задумывались еще в 2004-2005 годах,- пояснил Ъ представитель корпорации Артем Кисличенко.- И все предпосылки есть. С 2004 года делается отчетность по US GAAP, есть кредитные рейтинги. Остается политическая воля и параметры размещения". Глава "ВСМПО-Ависмы" Владислав Тетюхин уточнил, что ФГУП сохранит контроль над корпорацией. Глава "Оборонпрома" Денис Мантуров также назвал 2009 год "реальным сроком для подготовки к IPO компании "Вертолеты России" (вертолетный холдинг "Оборонпрома".- Ъ)". "Но прежде чем говорить об IPO, "Вертолеты России" должны перейти на единую акцию, что должно произойти в конце 2008 - начале 2009 года",- пояснил Ъ господин Мантуров.
Капитализация АвтоВАЗа по вчерашним котировкам составляет $4,35 млрд, "ВСМПО-Ависмы" - $3,078 млрд. Остальные холдинги "Рособоронэкспорта", включая "Оборонпром", не только не торгуются на бирже, но еще находятся в стадии создания (см. справку на стр. 9). Однако гендиректор одного из них - ЗАО "Русспецсталь" - Сергей Носов назвал сроки выхода компании на IPO к 2012 году "вполне реальными". "Мы прорабатываем контракт с аудиторскими компаниями, в том числе Deloitte & Touche, которые будут готовить международную отчетность. Планируем, что начнем ее выпускать с 2009 года",- сообщил Ъ господин Носов.
Эксперты считают, что обнародованные вчера планы "Рособоронэкспорта" провести IPO своих компаний в будущем могут позитивно отразиться на динамике рынка их акций. "В принципе чем больше компаний выходит на рынок, тем лучше для инвесторов. Для рынка это хорошая новость,- сказал аналитик UBS Алексей Морозов.- Для "ВСМПО-Ависмы" и АвтоВАЗа это будет не совсем IPO. Очевидно, Сергей Чемезов имел в виду выход на международные рынки капитала и увеличение акций в свободном обращении". "Я не вижу проблем при выходе на IPO таких компаний, как "ВСМПО-Ависма" и АвтоВАЗ. "Оборонпром" - компания, использующая технологии двойного назначения, как гражданские, так и военные. Хотя примеры успешного выхода таких компаний на публичный рынок были как в США, так и у нас,- считает управляющий директор ИК "Тройка Диалог" Дмитрий Кушаев.- Не думаю, что вывод предприятий "Рособоронэкспорта" на IPO - это утопия. Все эти планы вполне реальны". Тем не менее пока инвесторы восприняли новость без энтузиазма: вчера котировки акций АвтоВАЗа на ММВБ снизились на 2,4%, ВСМПО - на 0,3%.
Однако эксперты предвидят ряд сложностей при выходе предприятий, входящих в систему "Рособоронэкспорта", на международный рынок капитала. "Если "Вертолеты России" перейдут на единую акцию в конце 2008 - начале 2009 года, то провести IPO в указанные сроки компания не успеет, поскольку его нужно готовить как минимум полтора года,- рассуждает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Кроме того, 2012 год - это такой срок, к которому можно обещать все что угодно. К этому времени и ситуация в стране может измениться кардинальным образом". Один из поставленных недавно сроков "Рособоронэкспорт" уже не выдержал: в конце июня Сергей Чемезов говорил, что "в ближайшие дни" президент Владимир Путин инициирует создание на базе ФГУПа госкорпорации (см. Ъ от 20 июня). Однако этого до сих пор не произошло.
По словам аналитика "Брокеркредитсервиса" Севастьяна Козицына, для проведения IPO на иностранной бирже любой компании требуется как минимум отчетность МСФО за последние три года, а также четкая и прозрачная структура акционеров. "На работу юристов, аудиторов и консультантов, как правило, требуется год. А структурам "Рособоронэкспорта" с учетом их специфики может потребоваться больше,- считает аналитик.- Акции оборонных предприятий пользуются довольно высоким спросом инвесторов во всем мире. Но в России к ним относятся более чем осторожно, несмотря на большой инвестиционный потенциал". Это, по мнению Севастьяна Козицына, связано с тем, что для властей развитие производства стратегически важных предприятий, в том числе сектора ВПК,- больший приоритет, нежели развитие рынка их акций. "Можно также предположить, что интересы миноритарных акционеров при такой политике имеют меньшее значение, нежели национальная безопасность России",- отметил аналитик.
Однако, по мнению Алексея Морозова из UBS, все это вряд ли отпугнет инвесторов. "На рынке уже есть компании, контролируемые государством, и не одна. И наличие государства в качестве мажоритарного акционера вряд ли повлияет на настроение инвесторов,- сказал аналитик.- Скажем, в случае ВСМПО это даже плюс, так как эта компания может использовать лоббистские возможности государства для расширения собственного рынка"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"