Коммерсантъ - Санкт-Петербург
22 августа 2007, 10:18
"Следствие хочет всю вину за случившееся возложить на экипаж"
Исполняется год со дня катастрофы в небе над Донецком самолета Пулковских авиалиний Ту-154, выполнявшего рейс Анапа - Санкт-Петербург
Сегодня в 8.00 из Петербурга в Донецк вылетает рейс, организованный ГТК "Россия" (преемница авиапредприятия "Пулково") со 120 родственниками погибших на борту. Еще примерно 30 человек едут автотранспортом и 20 - поездом. Потому что не все (включая главу "Прерванного полета" Георгия Ефименко, потерявшего год назад одного из сыновей) смогли себя заставить после случившегося сесть в самолет.
На поле, где рухнул Ту-154, сегодня будет официально открыт памятник погибшим. Крест и торчащее из земли вертикально вверх крыло самолета с бортовым номером рокового лайнера - RA-85185 уже установлены по инициативе и на деньги украинской стороны. Но, по мнению родственников, "получился памятник механизму, а не людям". И на собранные "Полетом..." средства (1 млн. 72 тыс. рублей) завод "Возрождение" сделал дополнение к мемориалу - две траурные плиты из полированного гранита с фамилиями всех 160 пассажиров и 10 членов экипажа, летевших из Анапы 22 августа 2006 года. Доски, освященные на территории завода, отправили в Донецк "малым ходом" на грузовике еще 5 августа.
Что касается судебных исков, возбужденных после трагедии в отношении ГТК "Россия", то их промежуточные результаты вызывают у родственников смешанные чувства. "Первый круг судебных разбирательств уже прошел, - рассказывает соучредитель "Прерванного полета" Виталий Юсько. - По 37 делам Московским районным судом Петербурга вынесены решения о возмещении семьями погибших морального вреда - от 50 тыс. до 350 тыс. рублей. Слушания по 38-му делу назначены на 28 августа. Готовится второй круг исков - их будет около 25. Но хотя требования частично удовлетворяются, мы столкнулись с тем, что судебная система не готова рассматривать подобные дела. Много черствости, формализма, безразличия со стороны судей". Параллельно в Москве возбужден иск по поводу выплаты средств страховой компанией СОГАЗ, застраховавшей пассажиров рокового рейса.
За прошедший со времени авиакатастрофы год близкие погибших стали настоящими экспертами в области авиастроения и управления самолетами. Что неудивительно, поскольку они пристально следят за ходом расследования причин крушения Ту-154. По сведениям "Прерванного полета", сейчас проводятся заключительные экспертизы. После чего, предположительно в сентябре, будет принято решение о закрытии уголовного дела. Скорее всего, родственники будут этот вердикт опротестовывать. "Следствие, похоже, хочет всю вину за случившееся возложить только на экипаж, - возмущается господин Юсько. - Но мы считаем, что виноват не только тот, кто нажал кнопку и завел самолет на непозволительную для Ту-154 высоту, но и те, кто установил порочные порядки, принятые в отечественной авиации, - неточную информированность экипажа со стороны метео- и диспетчерских служб, привычку во чтобы то ни стало экономить топливо". Активисты "Прерванного полета" поясняют, что одной из причин, по которой пилот попытался "перепрыгнуть" грозовой фронт, а не обойти его, стала боязнь наказания за излишний расход "горючки". В ГТК "Россия" эту версию отвергают. Но родственники жертв утверждают, что могут документально подтвердить свои обвинения.
Случившаяся год назад трагедия вынудила главу Минтранса РФ Игоря Левитина пообещать, что через 5 лет все самолеты Ту-154 будут сняты с полетов. "Но до тех пор они ведь будут эксплуатироваться, и чем это может кончиться?" - негодуют в "Прерванном полете".
Не забывают родственники погибших и о помощи друг другу. В первую очередь их волнует судьба 17 детей, оставшихся полными или частичными сиротами после катастрофы. Как рассказала член общественной организации Марина Штейнварг, из средств "Полета..." (на сегодняшний день удалось собрать около 8 млн. рублей пожертвований), например, оплачены подготовительные курсы в Финансово-экономический институт одной из старшеклассниц. При содействии совета ректоров Петербурга удалось поступить в СПбГУ и в Политехнический университет двум сиротам, которые в этом году закончили школу. Со скрипом, но решаются жилищные проблемы потерпевших.
Близкие погибших признаются, что без "Прерванного полета" им совсем было бы плохо. И с гордостью отмечают, что прецедентов общественной организации, объединяющей близких жертв авиакатастрофы (ее, кстати, регистрировали с большими трудностями, и все учредительные документы получили лишь несколько месяцев назад), в России нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов