RBC Daily
27 августа 2007, 10:28
Авиакомпании делают ставку на прибыль
Концепция многопрофильного авиаконцерна не оправдала себя и уходит в прошлое. Авиакомпании решили сосредоточиться на основном бизнесе - авиаперевозках. Вслед за Lufthansa и British Airways новую концепцию развития представила скандинавская SAS
Главы ведущих европейских компаний меняют стратегию: вместо увеличения масштабов бизнеса за счет слияний и поглощений теперь авиаперевозчики все чаще задумываются над повышением прибыльности. Так, вице-председатель правления скандинавской SAS Джон Дьюхольм подчеркнул, что его компания ставит перед собой высокие цели: "Несмотря на то что 2006 год был для нас одним из лучших, мы еще далеки от такого уровня доходности, который смог бы дать нам возможности для дальнейшего развития и гарантировать нашу независимость". В частности, одной из главных для себя целей компания наметила повышение рентабельности по операционной прибыли до 7%.
Вслед за немецкой Lufthansa, отказавшейся от концепции интегрированного авиаконцерна, SAS также приняла решение сконцентрироваться на основном бизнесе - пассажирских перевозках из стран Скандинавии. Компания намерена расстаться с акциями Spanair и BMI и увеличить миноритарные доли в Air Baltic и Estonian Air.
Стремление к росту прибыльности вполне обоснованно. "Традиционно малоприбыльная и зависимая от циклов отрасль вынуждена в успешные годы заранее заботиться о последующих менее удачных временах", - считает аналитик Эрик Хайманн из Deutsche Bank Research. Эта схема раньше не слишком хорошо функционировала. В конце 90-х годов авиакомпании делали ставку на рост за счет слияний и поглощений, следствием чего была низкая рентабельность бизнеса в целом. В июне глава Международной ассоциации воздушного транспорта IATA Джованни Бизиньяни, в частности, сказал по поводу текущего финансового положения авиаперевозчиков, что отрасль ожидает получить прибыль в размере 5 млрд долл., но это копейки, ведь чтобы покрыть капитальные затраты, авиакомпаниям необходимо достичь прибыли в размере 40 млрд долл.
Стремление компаний к увеличению прибыльности связано еще и с тем, что консолидация авиационной отрасли в Европе представляется достаточно сложным занятием. Национальные интересы различных стран и бюрократические препоны мешают слияниям и поглощениям. Так, Lufthansa из-за затянувшихся переговоров по поводу правовых аспектов смогла завершить сделку со Swiss Air только спустя два года после ее начала. Уже не одну неделю Alitalia, Iberia и ряд небольших национальных авиакомпаний пытаются найти покупателя, но переговоры протекают крайне медленно.
Благодаря концентрации на основном бизнесе европейские авиакомпании рассчитывают более успешно противостоять конкурентам с Дальнего и Ближнего Востока, активно наращивающим свой воздушный флот. Так, например, авиакомпания Emirates уже заказала 45 самолетов Airbus A380, Qatar Airways сделала самый большой заказ на A350. Их экспансию аналитики называют основным риском для здорового развития европейской авиаотрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться