Коммерсантъ
27 августа 2007, 12:07
Последним делом - самолеты
На авиасалоне МАКС-2007 было объявлено о подписании контрактов более чем на $1,5 млрд. - это почти втрое меньше, чем на предыдущем МАКС-2005. Но и эта сумма завышена - лишь две трети контрактов являются "твердыми"
В пятницу дирекция авиасалона МАКС-2007 сообщила, что со вторника по четверг (пятница и выходные дни отведены для простых посетителей, и контракты уже не подписываются) на выставке заключены контракты примерно на $1,5 млрд. "Цифра очень приблизительная, так как в нее входят только те соглашения, которые подписывались при открытых дверях",- говорят в дирекции. Тем не менее очевидно, что этот авиасалон оказался беднее МАКС-2005, когда было объявлено о подписании контрактов на $4 млрд. Еще скромнее МАКС-2007 выглядит на фоне мировых авиасалонов. На июньской выставке во французском Ле-Бурже заключены контракты почти на $100 млрд., на британском Farnborough-2006 - более чем на $38 млрд., на выставке ILA-2006 в Берлине - почти на $12 млрд. МАКС-2007 сопоставим с выставкой на малайзийском острове Ланкави, где в декабре 2005 года подписали контракты на $1 млрд.
Более того, даже из объявленной суммы в $1,5 млрд. на долю "твердых" контрактов приходится значительно меньше. Так, по данным дирекции салона, около $1 млрд. дали контракты, подписанные "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), и "контракты Объединенной авиастроительной корпорации в военной области". Под "военными контрактами" подразумевается протокол "Рособоронэкспорта" с минобороны Индонезии о поставке трех самолетов Су-27СКМ и трех Су-30МК2 (стоимость сделки оценивается в $330-350 млн.). Но, как уточнили в "Рособоронэкспорте", контракт с Индонезией еще только предстоит подписать. "Твердыми" военными заказами можно считать лишь соглашения РСК МиГ с Казахстаном и Польшей на модернизацию истребителей общей стоимостью $70 млн.
ИФК действительно лидировала по числу подписанных на МАКСе контрактов (сама компания говорит о сумме $1 млрд.). Но "твердых" из них чуть более 60% - с авиакомпанией "Авиалинии 400" на шесть Ту-204-100 ($250 млн.), с ГТК "Россия" на шесть Ан-148 ($132 млн.), на пять Ту-204-100 (около $220 млн.) с иранской Iran Air Turs и на организацию двух учебных центров с компанией "Транзас" ($40 млн.). Кроме того, ИФК подписала контракт на $150 млн. с ОАО "Пермский моторный завод" по поставке 15 двигателей ПС-90А1 для самолетов Ил-96-400Т и 12 ПС-90А2 для Ту-204. Остальные соглашения ИФК - меморандумы о взаимопонимании и протоколы о намерениях.
Кроме того, как отмечал гендиректор ИФК Андрей Рубцов, объявленные суммы - это каталожные цены, а "соглашения предусматривают скидки для покупателей, в каждом случае свои". По каталожной стоимости была объявлена и сумма сделки в $249 млн. между авиакомпанией "Атлант-Союз" и Boeing на поставку четырех Boeing 737-700. Еще одним "твердым" контрактом стало соглашение между авиакомпанией "Волга-Днепр" и МАК "Ильюшин" на поставку трех Ил-76ТД ($120 млн.). Соглашение о поставке пяти самолетов Sukhoi SuperJet 100 компании "Уральские авиалинии", подписанное ЗАО "Гражданские самолеты Сухого",- лишь протокол о намерениях.
Впрочем, российские участники выставки уверяют, что основной результат МАКСа - не контракты, а переговоры, в первую очередь с иностранцами. "МАКС дает возможность организовать конфиденциальные встречи, которые не хотелось бы по коммерческим причинам афишировать,- объясняет Ъ представитель МиГа Елена Федорова.- Такой возможности на зарубежных выставках нет, там все иностранные делегации находятся под патронажем организаторов, которые не только будут в курсе встреч, но и могут вообще не допустить их проведения". Кроме того, считает Елена Федорова, МАКС удобен тем, что иностранцев, заинтересовавшихся той или иной продукцией, можно сразу отвезти на заводы-изготовители.
Самый плотный график встреч на МАКСе был у руководства ФГУП "Рособоронэкспорт" во главе с Сергеем Чемезовым: за четыре дня проведены переговоры со 100 делегациями из 60 стран. По данным компании, Сергей Чемезов встречался с главкомом ВВС Чили, министром обороны Боливии, начальником генерального директората средств обороны министерства обороны Индонезии, заместителями министра обороны Болгарии, Хорватии и Казахстана, представителями Вьетнама, Индии и Китая. Кроме того, господин Чемезов провел переговоры с французскими производителями электроники Thales и Sagem, представителями руководства Boeing. На выставке также присутствовала иранская делегация, однако в "Рособоронэкспорте" о встречах с ней не упоминают.
Именно наиболее важной, "переговорной", стороне МАКСа серьезно мешали организационные проблемы авиасалона, о которых говорят многие участники. "Даже иностранных VIP-гостей заставляли выстаивать длинные очереди вместе со всеми, особенно в первый день,- рассказал пресс-секретарь европейского аэрокосмического концерна EADS Грегор фон Курсель.- Это странно, когда президент крупной компании опаздывает на переговоры из-за того, что его не пропускают на выставку. Это не улучшает бизнес". Особенно обидно, отметил Грегор вон Курсель, что "от салона к салону организация не улучшается, а в этот раз стало даже хуже, чем было раньше". Возможно, ситуацию сможет изменить "Рособоронэкспорт", который, как подтвердил вчера Сергей Чемезов, станет организатором следующего МАКСа в 2009 году (Ъ рассказывал об этом 18 июня). Так, господин Чемезов считает, что "надо перестроить все шале, убрать старые-престарые металлические ангары, построить нормальные, современные, со всеми удобствами помещения".
Вы чем на МАКСе занимались?
Прямая речь
Владислав Тетюхин, гендиректор корпорации "ВСМПО-Ависма":
- Встретился с представителями Boeing и подписал окончательные соглашения о совместном предприятии. Также обсудил с Airbus наши дальнейшие планы. Хорошо, что МАКС собрал всех авиастроителей, но такое общение мы практикуем и без него.
Лев Кошляков, заместитель гендиректора авиакомпании "Аэрофлот":
- Мы подписали соглашения о создании совместного предприятия с французской компанией Snecma Services и российским ВАРЗ-400 по ремонту авиадвигателей. Новинками авиастроения российские компании нас не порадовали, да и общее позитивное впечатление испортили проблемы с логистикой. Этот МАКС выдался очень дорогим, и мы намеренно сократили в нем наше участие.
Владимир Давыдов, гендиректор авиакомпании "Атлант-Союз":
- Работал все дни, особенно в четверг, когда прибыла делегация правительства Москвы, так что полеты мне так и не удалось посмотреть. Мы подписали соглашения с компаниями Boeing и "Ильюшин Финанс Ко" по поставкам новых самолетов, в частности новых Ил-96-400. Я остался доволен выставкой, это хорошая возможность встретиться с коллегами и партнерами.
Игорь Пшеничный, гендиректор компании "Камов":
- Мы получили предложения от наших старых клиентов. В целом результатами МАКСа я доволен, мы продемонстрировали полностью интегрированный комплекс вертолета Ка-52 "Аллигатор", а также показали широкую гамму вертолетов Ка-226. Работали тяжелых условиях: купленные демонстрационные площади оказались бесполезны, а в жару вести переговоры было невозможно. В общем, ничего с 1993 года не изменилось.
Виктор Субботин, президент компании "Гражданские самолеты Сухого":
- Мы показали тренажер самолета Sukhoi Superjet-100. Также подписали соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком по финансированию продаж нашего самолета. Самое главное отличие МАКСа от предыдущих в том, что помимо наших производителей в нем принимают участие мировые лидеры в области авиастроения.
Михаил Василенко, гендиректор аэропорта "Шереметьево":
- Работал. Проводил презентации, встречался с представителями авиалиний и авиастроительных компаний - эта выставка ведь в большей степени для них. Но выставка в целом мне очень понравилась, это нужное дело.
Юрий Елисеев, гендиректор ММПП "Салют":
- Мы заключили договоры с компаниями из Индии, Китая, Эфиопии на $40 млн. - ничего особенного. Для нашего брэнда выставка прошла удачно, хотя организация была ужасной. Переговоры срывались из-за многочасовых пробок. На Фарнборо и Ле-Бурже такого беспредела не было.
Дарья Коршунова, директор по внешним связям аэропорта "Домодедово":
- Проводили презентацию нашего аэропорта. Пообщались с пассажирами, клиентами и партнерами, познакомились с достижениями авиастроительных компаний. Больше всего внимание гостей привлекал, конечно же, стенд ОАК, который представил SuperJet-100....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться