О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Слет всемирного масштаба

Хотя ежегодное авиашоу в американском городе Ошкош, штат Висконсин, является самым крупным мировым слетом любителей авиации, в России про него известно мало

Хотя ежегодное авиашоу в американском городе Ошкош, штат Висконсин, является самым крупным мировым слетом любителей авиации, в России про него известно мало. Лишь немногие российские энтузиасты решаются пролететь и проехать почти десять тысяч километров, чтобы поучаствовать в самом массовом любительском авиационном празднике. В этом году таких набралось всего 12 человек, включая корреспондента "Денег".

Организация с секретом

Что обычно представляется отечественному любителю авиации, когда речь заходит о масштабном авиашоу? Это показательные полеты пилотажных групп, сверкающая на солнце свежая краска выставочной авиатехники, толпы зевак с фотоаппаратами и видеокамерами и, конечно, встречи с единомышленниками, бесконечные разговоры и споры об авиации. А также автомобильные пробки на въезде и выезде, отсутствие парковочных мест, хамство охранников и правоохранителей, километровые очереди за билетами, за едой и в грязнейшие туалеты. И еще ощущение того, что ты на этом празднике чужой и ненужный: скажи спасибо, что вообще пустили, стой, где велено, и будь доволен, что наблюдаешь боевую мощь и последние разработки. Но показывают их в общем-то не тебе, любителю, а тем господам, что проезжают через отдельные строго охраняемые ворота и наблюдают шоу с особой трибуны.

В Ошкоше все иначе. Хотя бы только затем, чтобы поучиться у устроителей американского авиашоу организации таких праздников, уже стоит пересечь океан. Оказывается, можно не сгонять в оцепление все окрестные воинские части, не выставлять многочисленные полицейские кордоны и не вить спирали из колючей проволоки по периметру. Это удивительно, но силами одних лишь волонтеров, то есть добровольцев, не получающих за это ни цента, можно организовать идеальный порядок и на выставке, и вокруг. Организаторские ноу-хау не бросаются в глаза и не давят на психику: просто кое-где стоят легкие заборчики, где-то натянута ленточка, где-то стрелка с указателем или человек в яркой жилетке с жезлами в руках - и никто не путается, не толпится, не теряется, а ездит и ходит только там, где положено. Подозреваю, что в основе такого порядка лежит какая-то невообразимо сложная, секретная и потому недоступная организаторам крупных отечественных авиашоу наука. Но на территории самого шоу заметна была лишь одна полицейская машина, а еще два десятка полицейских регулировали дорожное движение по измененной на время праздника схеме. И все, больше никакой полиции, никаких дополнительных вооруженных сил, никаких рамок металлоискателей и никакого унизительного досмотра на входе и выходе.

Впечатляют даже пластиковые туалетные кабинки, в которых мало того что чисто и есть туалетная бумага, так еще и пахнет ванилью, а не тем, чем у нас с вами. И количество этих кабинок таково и расположены они так, что бежать по нужде за полкилометра или стоять в очереди даже пять минут просто нет необходимости.

Еще один поражающий воображение момент - как там летают. Применительно к Ошкошу очень не хочется пользоваться дежурными полувоенными терминами типа слетанность, мастерство пилотажа или высочайшая дисциплина. Хочется просто сказать: летают красиво. А стоит за этой красотой прежде всего опыт, что дают тысячи часов налета, которые американские любители имеют возможность приобрести. Плюс, конечно же, профессионализм организаторов и руководителей полетов: ведь управлять несколькими десятками одновременно летающих любителей, привыкших к либерализму американских летных правил, должно быть очень непросто. К тому же вместе с любителями в Ошкоше летает все, что только может летать: от дирижабля и винтажных самолетов 20-х годов прошлого века до ультрасовременных бизнес-джетов и истребителя пятого поколения F-22 Raptor.

Но самое потрясающее - это, к сожалению, незнакомая нам атмосфера настоящего авиационного праздника, где все - и организаторы, и участники, и гости - по сути, одна большая компания друзей-единомышленников. И не важно, кто ты - пилот-любитель, профессионал авиабизнеса, военный летчик, курсант, не налетавший и десяти часов, или просто человек, интересующийся авиацией. Там ты не чувствуешь себя чужим и незваным гостем на празднике чиновников от авиации и генералов, надувающих щеки по поводу очередного контракта на поставку вооружений иностранцам. В Ошкоше - раз ты приехал, ты свой. И тебе все объяснят, покажут, расскажут, посадят в кабину и еще пригласят вечером в гости в кемпинг. Общение плюс выставки, плюс авиашоу и, конечно, возможность приобрести прямо на мероприятии все, что нужно авиатору,- это и есть настоящий праздник, длящийся в Ошкоше целую неделю, днем и ночью.

Шоу с размахом

Официальное название мероприятия в Ошкоше - EAA Airventure Oshkosh. EAA - аббревиатура американской Ассоциации экспериментальной авиации (Experimental Aircraft Association), лидирующей в США общественной организации, объединяющей любителей авиации. Основанная в 1953 году, ЕАА на сегодняшний день насчитывает около 170 тыс. членов - строителей собственных самолетов, пилотов-любителей и просто интересующихся авиацией людей. Членами EAA являются владельцы как серийных частных самолетов, так и самодельщики, строители самолетов из наборов ("китов"), любители сверхлегких летательных аппаратов, пилотажных самолетов, а также поклонники раритетной военной и гражданской авиатехники.

На ежегодном мероприятии EAA в Ошкоше для каждой группы была предусмотрена своя площадка и своя программа полетов. Всего же в Ошкош слетелось более 10 тыс. различных летательных аппаратов, около 3 тыс. из которых участвовали в выставке: 985 самоделок, более 1 тыс. старинных самолетов, 365 военных самолетов разных времен, 136 сверхлегких машин, 117 гидропланов и летающих лодок, а также 30 вертолетов и автожиров. Не забывают про Ошкош и американские военные - каждый год здесь летает их техника.

Кроме того, на территории праздника (это площадка приблизительно 7 на 5 км) были оборудованы ангары для 784 предпринимателей и фирм, представляющих свои коммерческие самолеты и другую авиатехнику. Тут же - магазинчики и развалы со всевозможным инструментом и материалами для постройки собственного летательного аппарата, представительства крупнейших фирм, занимающихся двигателями, системами навигации, связи и другим оснащением самолетов.

Не хочешь ходить по выставке - отправляйся на семинар по авиационной тематике, там узнаешь все - от практики сварки в аргоновой среде до вопросов крепления бомбового вооружения на военных самолетах времен второй мировой войны.

Не хочешь слушать про сварку или выпиливать лобзиком на практическом семинаре - просто выбирай сувениры в многочисленных магазинчиках. Захотелось есть - через каждые 200-300 м стоят кафе (в которых, удивительное дело, нет очередей). А вечером можно в зависимости от настроения отправиться на дискотеку, которую освещает огромная искусственная "луна", послушать выступление специально приглашенных музыкантов или смотреть фильм из жизни авиаторов в кинотеатре под открытым небом.

Пользуясь тем, что Ошкош находится неподалеку от озера Виннебаго (Winnebago Lake), прямо на воде была устроена еще одна площадка - для летающих лодок и гидросамолетов. Туда гостей доставляли обычные школьные американские автобусы, видимо, позаимствованные организаторами у местных школ на время каникул.

Транспортный вопрос в Ошкоше решался просто: по территории выставки на колесах могли перемещаться только машины организаторов и обслуживания, а также инвалиды и пожилые люди на специальных электрокарах. Для всех остальных были предусмотрены три бесплатных маршрута общественного выставочного транспорта - небольших тракторов с пассажирскими вагонами-прицепами. За территорией выставки, а это примерно половина всей площадки праздника, можно было перемещаться либо на своем автомобиле, либо взяв в прокат велосипед или мотороллер. Эти услуги пользовались в Ошкоше популярностью, так как большинство гостей авиашоу проживало в кемпингах, разбитых вокруг выставки, и ежедневный маршрут только на шоу и обратно составлял для многих несколько километров.

Про сами кемпинги стоит рассказать отдельно. По сути, это небольшие поселки со своими улицами, хозяйственными и сантехническими постройками и прочей инфраструктурой. Кемпинги были трех видов: кемпинг с самолетами - там, где палатки участников стояли прямо под крылом (на котором нередко сушилось белье), кемпинги для домов на колесах и кемпинги для автомобилистов с палатками. В подобном временном жилье на территории авиашоу в Ошкоше проживало одновременно более полумиллиона человек. Для сравнения: население самого Ошкоша составляет всего 60 тыс. жителей.

Такого количества разнообразных домов-прицепов, домов-автобусов и всевозможных тентов и палаток в одном месте нам не приходилось встречать никогда. Днем, пока хозяева палаток и домиков на колесах проводили время на выставке, кемпинги казались безлюдными, но ближе к ночи все оживало. Дымились грили, на которых жарились стейки и сосиски, открывались банки с пивом и кока-колой, зажигались лампы, включались переносные телевизоры и ноутбуки (работал бесплатный Wi-Fi). Правда, никто особенно не шумел, ближе к полуночи горящих огней становилось все меньше и кемпинги постепенно засыпали.

Жизнь с авиацией

Стоит отметить, что основная аудитория авиашоу в Ошкоше отнюдь не молода - средний возраст участников около 45-50 лет. Встречались, конечно, и молодые люди, и дети, но все же среднестатистический участник праздника в Ошкоше - это белый американец среднего и пожилого возраста, однако бодрый и с горящими глазами. Судя по номерам машин наших соседей по кемпингу (в США название штата написано на номерном знаке), они ежегодно съезжаются в Ошкош со всей Америки - от Флориды до Аляски. Это могут быть люди самого разного социального положения и достатка, ведь любительская авиация в США вполне доступна. Некоторые собирают свой самолет долгие годы в собственном гараже и приезжают в Ошкош пообщаться с такими же умельцами, обменяться опытом и прикупить что-нибудь для постройки будущего самолета. Кто-то свой летательный аппарат уже построил и совершенствует, подсматривая что-то у других. Третьи имеют достаточно денег или возможности финансирования (самолет в США можно запросто приобрести в кредит) и приехали выбрать самолет - почти все представленные на выставке аппараты можно купить.

День на празднике начинается рано, с восходом солнца - около шести утра. До начала полетов и открытия выставки надо успеть позавтракать, посетить расположенный неподалеку общественный душ с горячей водой и розетками для фенов и электробритв, а также экипироваться к выставочному дню. Американцы очень любят удобство и комфорт, ради которых, к примеру, могут пронести на себе несколько километров от кемпинга до летного поля плед-подстилку, раскладное кресло, солнцезащитный зонт и внушительного размера рюкзак с биноклем, фотоаппаратом, видеокамерой и прочими нужными вещами. Правда, особой нужды всю дорогу идти пешком нет. От кемпингов до главного входа выставки ходят бесплатные автобусы.

Обычный день на шоу складывается так. Добираясь до главных ворот, хорошо бы уже прикинуть план. Выставка большая, и обойти ее за день и даже за два-три невозможно. Но нет и необходимости помнить всю недельную программу авиашоу. Спланировать свое время помогает ежедневная бесплатная цветная газета, которая публикует подробный план мероприятий наступившего дня. К примеру, сегодня утром обещано интересное шоу военных самолетов времен второй мировой. Поэтому имеет смысл занять места поближе к полосе и, лежа на траве, полтора часа наблюдать и фотографировать полеты. Места есть всегда, но самые удобные - у края летного поля - стоит занимать пораньше. А потом можно пойти прочесывать ангары с авиатехникой в поисках, к примеру, недорогой радиостанции авиационного диапазона. Но делать это надо так, чтобы успеть к началу полетов американских истребителей F-15 и пилотажного шоу нашего соотечественника, бывшего члена сборной СССР по высшему пилотажу, а ныне тренера американских пилотажников Сергея Боряка на собственном Су-31 (которого, кстати сказать, восторженные американцы чествовали как героя неба). Путь следует прокладывать так, чтобы пройти через павильон International (там разрешено курить; вообще же на всей огромной территории выставки не больше десятка специально оборудованных мест для курения) и через шатер Honda (там холодная минералка в огромной ванне со льдом). А стоянки винтажных самолетов и авиабарахолку опять приходится оставить на потом: это не совсем по пути, а надо еще успеть перекусить и зайти посмотреть на прилетевшую утром громадину транспортного C-5. К тому же наверняка по пути попадется что-нибудь интересное вроде новейшего джета Eclipse, а это тоже время. А ближе к закату, когда жара немного спадет, надо дойти-таки до остановки автобуса-шаттла и добраться до площадки гидропланов, попасть на которую вчера не получилось, так как два часа были потрачены на блуждание по торговым развалам в поисках компаса, заказанного другом-пилотом.

Вечером соседи по лагерю обязательно похвастаются приобретенным авиабарахлом, и будет импровизированный ужин, который постепенно перерастет в шумное русское party. На этот шум придут двое американских старичков из соседней палатки и угостят своим пивом, а сами угостятся водкой и будут долго рассказывать про свою жизнь, про самолеты, на которых летали, и про то, что, к сожалению, у одного из них уже нет летной лицензии, потому как 76 лет и зрение слабеет...

И так (или почти так) каждый день на протяжении недели. И каждый раз, засыпая в палатке, можно намечать план на завтра и успокаивать себя тем, что время еще есть и то, что не увидел, еще успеешь посмотреть. Вплоть до последнего дня, когда уже надо собирать вещи, а на фордовском "тримоторе" полет не совершен, музей EAA так и не осмотрен и дирижабль, что всю неделю кружил над лагерем, так и не сфотографирован вблизи. И приходится оставлять все это на следующий раз. Время проведения следующего авиашоу в Ошкоше известно уже сейчас - с 28 июля по 3 августа 2008 года.

Цена вопроса

Как попасть на EAA Airventure Oshkosh-2008


Аэропорт Виттман (Wittman Regional Airport), где проводится авиашоу, находится близ городка Ошкош, штат Висконсин. Туристам из России добраться туда проще всего так: сначала до Чикаго (около $1000 за билет туда и обратно из Москвы), а потом автомобилем (около $350 за недельную аренду), для чего потребуются российское водительское удостоверение и кредитная карта. Из Чикаго до Ошкоша 160 миль (257,5 км), это около трех с половиной часов пути. Дорога довольно простая, но лучше вместе с машиной взять напрокат спутниковый навигатор (около $50 в неделю) и выполнять его команды. Недельное проживание в кемпинге на аэродроме (автомобиль плюс палатка) стоит около $180, плюс около $30 в день - посещение выставки. Предварительного бронирования не требуется. Питаться можно в окрестных фастфудах или покупать продукты в магазинах и готовить самому на гриле или туристической газовой плитке. На питание с учетом напитков следует предусмотреть около $50 в день на человека. Для посещения США гражданам России потребуется виза (3600 руб.- консульский сбор и услуги по доставке)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка