Известия
27 августа 2007, 14:41
Траекторией Путина
Корреспондент "Известий" повторил полет президента
"Известия" также выяснили, какие контракты на авиакосмическом салоне "МАКС-2007" были заключены во второй день работы и какие экспонаты пользовались особой популярностью посетителей.
"Владимир Владимирович честно признался, что никогда сам не управлял самолетом"
Только на "МАКСе" любой желающий - разумеется, отстояв в очереди, - может примерить на себе костюм пилота, посидеть в кабине самолета, а то и "полетать" с суперасами российской авиации.
- Устанавливаем угол крена 30 градусов, - командует инструктор. - Скорость 240 километров.
Я, к своему удивлению, понимаю, что уже поднял SuperJet в воздух.
- Самолет настолько прост в управлении, что даже неподготовленный человек сможет легко научиться им управлять, - сказал "Известиям" глава компании "Сухой" Михаил Погосян и тут же уточнил: - Ну, разумеется, если рядом будет опытный инструктор...
Я не поверил Погосяну. За долгое время общения с компьютерами я так и не смог освоить ни одного летного симулятора. Компьютерные модели американских и российских истребителей в моих руках не то чтобы сразу же "разбивались", но взлететь с виртуального аэродрома не могли. На тренажере SuperJet вдруг все получилось само собой!
- Пока мы летим, я покажу возможности машины, - возвращает меня с небес на землю Александр Яблонцев. - Точнее, ее возможности по обеспечению безопасности полета.
В этот момент пилот-инструктор резко тянет на себя джойстик-ручку управления и сбрасывает газ. По логике самолет должен свалиться в штопор. Но SuperJet, задрав нос, спокойно продолжает полет.
- Еще маневр, - говорит Александр Николаевич, - и увеличиваем угол разворота до 67 градусов.
Кажется, чуть-чуть - и машина перевернется вокруг своей оси... Но электроника блокирует маневр. Угол разворота есть, но машина не выходит за рамки допустимого - техника возвращает самолет на безопасные 35 градусов. На SuperJet, как говорит Яблонцев, нельзя пикировать, нельзя выполнить мертвую петлю. Электроника не позволит. Безопасность пассажиров - на первом месте, а с ними за спиной ни одному пилоту не позволена самодеятельность.
- Почему у Путина так же легко получилось управлять машиной? - интересуюсь у пилота.
- Да. Легко... - как бы рассуждает вслух Яблонцев. - Владимир Владимирович честно признался, что никогда сам не управлял самолетом. Я ему подсказывал, что и как делать, он выполнял. Для новичка справился с задачей весьма хорошо. На посадке я вообще руки с джойстика убрал, чтобы он сам все делал. Он это видел и посадил самолет четко по осевой линии, посредине взлетно-посадочной полосы.
- А кого вы еще "возили"?
- Сергея Иванова, - вспоминает Яблонцев. - Было ощущение, что Сергей Борисович имеет опыт пилотирования. Потом он признался, что у него есть опыт общения с компьютерными джойстиками...
Посадка. Самолет плавно идет вниз.
- Чуть-чуть вправо, - командует инструктор. - Теперь - влево.
Полоса стремительно приближается. Как и президент, я должен ориентироваться на разделительную линию, но... промахиваюсь. Сажаю самолет с левого края.
- Для первого раза нормально. В салоне все живы. А умение точно рассчитывать скорость и направление полета вырабатывается с опытом. Слишком тонкая материя - пилотирование, - успокаивает Яблонцев и улыбается.
Не только чем летать, но и как сбивать
Второй день "МАКСа-2007" спокойней первого. Президенту все показали. VIPов - практически нет. На салоне нормальная рабочая обстановка. "Сухой" подписал контракт с итальянской Alenia. Теперь эта фирма будет продвигать и обслуживать самолеты SuperJet по всему миру. Компания "Ильюшин финанс" заключила контракт с кубинцами о продаже двух дальнемагистральных Ту-204 и трех Ан-148. Еще пять "тушек" у них купил Иран. Вообще, иностранцев, интересующихся российской военной техникой, на салоне - море. Одна китайская делегация почти 500 человек. Это говорит о том, что "МАКС" не только интересен как зрелище, но еще и "рынок", где покупателям нашей военной техники есть что посмотреть. В том числе и то, что поражают самолеты и вертолеты.
Вот стоит "Панцирь-С". Скандальная штука. Израиль утверждает, что этот зенитно-ракетный комплекс мы якобы продали Сирии, а та перепродала Ирану. Шасси "КамАЗа", а на них - настоящий комбайн: скорострельная пушка и набор из 12 зенитных ракет. Рядом - пусковая установка комплекса "Искандер": четырехосный тягач, но вместо оперативно-тактической ракеты в кузове четыре трубы с крылатыми ракетами комплекса Club-M. Это его показывали несколько месяцев назад под большим секретом в астраханской степи первому вице-премьеру Сергею Иванову. Посмотрев на это чудо, Иванов заявил: у России появилось новое оружие для адекватного ответа на планы Польши и Чехии по размещению на своей территории объектов системы НПРО США. На "МАКСе" оба противоракетных экспоната оказались полностью рассекречены.
Club-M - это крылатая ракета морского, а теперь и наземного базирования. Летит на сверхзвуковой или дозвуковой скорости. Постоянно меняет направление полета и его высоту. В общем, крайне опасный противник. Ее ни заметить вовремя, ни сбить противоракетой практически невозможно.
Мало кто знает, но "МАКС" - это не только Жуковский и воздушные шоу. В рамках "МАКСа", но уже под Астраханью министрам обороны государств СНГ продемонстрируют еще одну новинку - комплекс ПВО С-125 "Печора-2М". Интерес к нему особенный. Дело в том, что по миру разбросаны сотни этих комплексов, но все они давно устарели. На "МАКСе" ОАО "Оборонительные системы" показало, как из старого оружия можно сделать самое современное. А на специальном полигоне еще и продемонстрировали эффективность новой машины. Как рассказал "Известиям" представитель "Оборонных систем" Спартак Нарбиков, кроме полной смены аналогового оборудования на цифровое комплекс дооборудовали новейшими устройствами радиолокационного противодействия, которое ставит радиотехнические помехи и тем самым уводит в сторону от пусковой установки атакующие ее ракеты противника. Прибор похож на маленький чемодан. Ставят его перед пусковой установкой. Простое решение, а в несколько раз повышает живучесть ЗРК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ - 80 лет
Декабрь 23, 2024
"Уральские авиалинии" предоставляют детям скидку 50% на авиабилеты по России с сегодняшнего дня
Декабрь 23, 2024
Геоскан поставил 13 тысяч образовательных дронов в российские школы и колледжи по нацпроекту "БАС"