О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Биг МАКС-2007

Авиасалон собрал более 600 тысяч восторженных зрителей, готовых терпеть жару, пробки и толчею

За шесть дней работы "МАКС" стал событием. Не только потому, что продемонстрировал свою состоятельность и конкурентоспособность как авиасалон мирового уровня - по предварительным данным, объем сделок на нем превысил 3 миллиарда долларов. Для простых посетителей "МАКС" стал выставкой достижений отечественного авиапрома. Выставкой того, на что можно с интересом смотреть и чем можно гордиться. Более 600 тысяч человек не испугали ни многокилометровые пробки на дорогах (а стоять в них приходилось по 3-4 часа), ни августовская жара, ни очереди к экспонатам. С организацией экспозиции на "МАКСе" действительно была беда: железные ангары без кондиционеров в тридцатиградусную жару больше похожи не на выставочные площади, а на камеры пыток. Случаи тепловых ударов среди экспонентов - как бы само собой разумеющееся явление. Следующий авиасалон - "МАКС-2009", который пройдет 18-23 августа 2009 года, будет готовить "Рособоронэкспорт", а не компания "Авиасалон".

"Необходимо перестроить шале, убрать металлические ангары и построить нормальное помещение", - сообщил глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов и пообещал радикально изменить облик выставки. Если "МАКС" мы будем встречать каждый нечетный год, то теперь каждый четный год в Жуковском нас ждет другая выставка - Сухопутных войск.

Свыше полумиллиона посетителей авиасалона "МАКС-2007" за шесть дней его работы. Это, несомненно, абсолютный рекорд. Однако радость от авиазрелища для многих заслонилась многочасовыми пробками и давкой в электричке. Вот в таких случаях и говорят: "За державу обидно".

С детства не люблю массовые мероприятия. А тут редакционное задание - поехать на "МАКС" как самый обыкновенный зритель и посмотреть, как там все организовано. Пришлось собираться.

На Казанский вокзал я приехал на своей машине. Кассовый зал напоминал об эвакуации москвичей в суровом 41-м. Дачники, рыбаки и просто мешочники смешались со зрителями "МАКСа". Многие клюнули на предупреждение о пробках и оставили своих железных коней дома. А зря! Провести почти час в битве за билет, потом еще столько же париться (на градуснике +35 по Цельсию) зажатым в электричке до станции Быково - удовольствие сомнительное. И я решил ехать на своей машине прямо на авиасалон.

Первые 15 километров пути по Новорязанскому шоссе я проскочил мухой. А дальше началось настоящее мучение. Одна полоса движения явно не вмещала всех желающих. По "встречке", обгоняя нас, летели лакированные лимузины с мигалками. Гаишники, стоявшие через каждые 300 метров, делали вид, что не видят эти нарушения ПДД.

Многие машины разворачивались через две сплошные и возвращались в Москву. Кое-кто сворачивал на высокий берег Москвы-реки и совершенно бесплатно становился зрителем "МАКСа", наблюдая оттуда полеты в бинокль. Меня же держало в тисках пробки редакционное задание. Эта пытка на узкой подмосковной дороге продолжалась ровно два часа. На следующий день здесь можно было потерять все три.

Бесплатная парковка "МАКСа" представляла собой пыльное поле аэродрома Быково. Два омоновца мигом обыскали мою машину. Один покопался в "бардачке", другой проверил наличие запасного колеса. На огромный пакет древесного угля в багажнике никто не обратил внимания. Понимаю: пачкаться не захотели. А если бы это был не уголь?

Вся бетонка взлетной полосы была заставлена новенькими автобусами, они отправлялись в сторону авиасалона каждые три минуты. Ровно через 15 минут я выходил из бесплатного автобуса прямо на "МАКСе".

Еще в Москве меня насторожили объявления о том, что авиасалон - территория, свободная от алкоголя. Первое, что я увидел на выставке, - это пивной ларек. Причем за три кружки, опрокинутых одна за другой, здесь выдавалась футболка. Потом я наблюдал счастливых обладателей пивных сувениров, жмущихся в огромных очередях на краю поля. Они были готовы обменять свой трофей на мгновенное посещение синей кабинки.

И еще. Путин на "МАКСе" хотел купить мороженого, но не смог: продавщица отсутствовала. Я же мог купить, но не захотел: 40 рублей за 5-рублевый вафельный стаканчик, думаю, даже для президента это перебор.

Тут из строя красивых истребителей, стоящих на бетонной полосе, прямо в толпу двинулся МиГ 29 ОВТ. Сначала я подумал, что это от жары почудилось. Но нет: старенький "Урал" тащил уникальный истребитель в сторону "взлетки" со скоростью пешехода. Сопровождающих, как и оцепления, не было. Отчаянные крики пилота из кабины заглушались ревом маневрирующих в воздухе его коллег.

И тут я получил по голове. В самом прямом смысле. Так увлекся, щелкая фотоаппаратом, что не заметил приближающегося крыла МиГа. Честно сказать, было ощутимо!

Угадайте, какой самолет пользовался у посетителей самой бешеной популярностью все дни работы авиасалона? Это был давно отлетавший свое сверхзвуковой Ту-144. Очередь на него извивалась анакондой и вполне была соизмерима с очередью в мавзолей Ленина в былые времена. Да, любят у нас символы прошедших эпох.

"МАКС-2007" стал рекордным. За 6 дней его посетило более полумиллиона человек. Это событие смело можно назвать самым ярким приключением лета. Авиасалон запомнится своими пробками и бессмысленной толчеей. Неужели на такой авторитетный, а главное, прибыльный смотр авиатехники за 15 лет его существования нельзя было провести широкую автостраду? Или проложить прямую железнодорожную ветку? А еще лучше и то и другое. Экономисты скажут: невыгодно для мероприятия, которое случается раз в два года, заниматься таким капиталоемким строительством. Раз так - перенесите "МАКС" во Внуково или Домодедово. Там и "железка" проложена, и дороги отличные, и многотысячные стоянки. А то получается: вся радость от авиазрелища "съедается" безобразной дорогой и давкой в электричке. Потом никакие рекордные "бочки", "петли" и другую авиаакробатику российских асов ни за что не вспомнишь. Это потому что дорога домой напрочь отбивает все впечатления...

Не обошлось без происшествий и курьезов

За шесть дней "МАКСа", по данным МВД, у посетителей было изъято две с половиной тысячи запрещенных предметов. Среди них 23 пистолета (один боевой) и 32 газовых баллончика. Все остальное - ножи.

Какой пожарный не мечтает стать летчиком? Вот и на "МАКСе" один из водителей пожарных машин вскрыл пломбу, забрался в кабину боевого Су-25. Взлететь он, конечно, не взлетел. Зато разбил дорогущий прицел. А другой МЧС-овец унес со стенда американской корпорации "Паркер Аэроспейс" метровый макет пассажирского лайнера стоимостью 17 тысяч рублей. Еще трое неизвестных покусились на макет пассажирского среднемагистрального SuperJet-100. Угон воздушного судна в масштабе 1:43 не состоялся. Злоумышленников спугнули. Неплохая реклама для нашего перспективного самолета.

А трое иностранцев гуляли по полю и неожиданно забрели в запретную техническую зону. Их немедленно задержала охрана. Проверив документы, гостей выставки отпустили.

Из-за пекла на аэродроме 14 посетителей выставки оказались в больнице. Трое из них дети. Вообще за медицинской помощью обратилось около 500 человек. Молодежь жаловалась на истертые от неудобной обуви ноги, а пожилые - на жару.

Чем салон в Жуковском отличается от Ле-Бурже и Фарнборо?

Французский Ле-Бурже или английский Фарнборо - самые престижные авиакосмические салоны. Для авиастроителей экспонироваться на них все равно что для актера получить "Оскара". Экспонироваться здесь - очень важно. Здесь собирается практически весь мировой авиастроительный "бомонд". А значит, весь мир знает, что ты не только есть, но и еще что-то собой представляешь. Ведь те, кто приедет во Францию или Великобританию, потом посетят и "МАКС", где уже будет идти предметный разговор.

Бардак с проездом к выставке есть и у них, но там он воспринимается по-другому. Например, на последнем авиасалоне в Ле-Бурже очередь на бесплатные автобусы от станции электрички до выставки растянулась на час ожидания. Все терпели. На "МАКСе" такого нет. Возможно, все воспринимается по-другому, потому что, не зная особенностей иностранных языков, вы никогда не поймете, нахамил вам полицейский или что именно сказал служащий салона по поводу вашей аккредитации. Пока же "МАКС-2007" выглядит скромно на фоне мировых авиасалонов. На июньской выставке в Ле-Бурже заключены контракты почти на $100 млрд, на Фарнборо-2006 - более чем на $38 млрд. Зато наш "МАКС" бьет рекорд по числу посетителей. На последнем Ле-Бурже их было 400 тысяч, а на Фарнборо пришло 150 тысяч человек.

Самолеты, ракеты и холдинги

"МАКС-2007" стал хорошей площадкой для выступлений представителей российского авиапрома", - заявил вчера глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. "Известия" убедились, что авиасалон - это не только авиапром.

Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко: компания получила контрактов на 242 истребителя Су-30. В результате будет выпускать по 30-35 истребителей в год. Сейчас Су-30 поставляются в Индию, Алжир и Малайзию. "Ильюшин финанс" поставит не менее двух сотен пассажирских самолетов на Кубу, в Китай, Иран, Венесуэлу. В целом это около $1 млрд. "Примерно в таком же объеме заключены контракты с промышленностью", - отметил генеральный директор ИФК Александр Рубцов. Теперь наши авиационные заводы будут под завязку забиты заказами аж до 2025 года.

Не менее интересна была и экспозиция, посвященная зенитно-ракетным и оперативно-тактическим комплексам. ЗРК С-400 "Триумф" - основа нашей будущей системы ПВО и нестратегической ПРО - простоял на статической площадке салона всего один день. Специально для Владимира Путина. На следующий день его убрали. Говорят, интерес со стороны министров обороны СНГ к нему был таков, что начальник Генштаба Юрий Балуевский, в нарушение правил секретности, пустил их прямо на боевые позиции в Электростали. Так же рекламировали и другой ЗРК - "Печера-2М". Его показывали в Астраханской степи на полигоне Капустин Яр.

На выставке "Известия" обнаружили еще одно ноу-хау российской оборонки - "секретную" пусковую установку оперативно-тактического комплекса Club-M. За его испытаниями несколько месяцев назад следили первый вице-премьер Сергей Иванов и министр обороны Анатолий Сердюков. После них Иванов заявил, что комплекс "Искандер" получил возможность стрелять не только баллистической, но и крылатой ракетой. "Искандер-М" и Club-M объединяет только одно - самоходная пусковая установка. В остальном это совершенно разные машины. Последний интересен именно тем, что на нем стоят дозвуковые и сверхзвуковые крылатые ракеты (3М-54 и 3М-14), способные поражать как морские, так и наземные цели. Батарея Club-M способна надежно прикрыть 600 километров.

Кроме "железа" МАКС высветил еще одну тенденцию последнего времени - холдингование российских промышленников. Об объединении усилий в разработке перспективных систем вооружения, техники и электронного оборудования объявили сразу несколько компаний. Разработчики и создатели бортового радиоэлектронного оборудования для всех наших боевых самолетов и вертолетов объединились в концерн "Авионика". Как рассказал "Известиям" президент концерна Гиви Джанджгава, это первый реально работающий холдинг в системе ОПК, который позволит более эффективно работать сразу над несколькими темами - создавать бортовое оборудование для истребителя пятого поколения, Су-35, МиГ-35 и пассажирского авиалайнера МС-21.

Лидер авиадвигателестроения НПО "Сатурн" и УМПО подписали меморандум о стратегическом партнерстве, предусматривающий создание единой компании, которая могла бы стать национальным лидером в области газотурбинных двигателей. По словам генерального директора "Сатурна" Юрия Ласточкина, "подписание меморандума обусловлено осознанием необходимости объединения усилий на перспективных программах по созданию конкурентоспособных газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения". Сейчас в НПО идет отработка мотора для Су-35 - 117С, на базе которого будет создан двигатель для истребителя 5-го поколения. Контракт о стратегическом сотрудничестве подписали и Военно-промышленная компания (объединяет разработчиков средств ПВО), и Федеральное агентство по промышленности. Цель - совместная оценка рынков и продвижение отечественных ноу-хау в области ПВО и ПРО на внешний рынок. Сегодня компания входит в 20 ведущих оборонных предприятий страны. А по результатам "МАКСа" ее стенд был отмечен специальным призом организаторов салона.

Что продали на $3 млрд?

Одной из крупных сделок стало подписание компанией "Ильюшин" контракта на поставку шести самолетов Ту-204-100 "Авиалиниям 400", контракта по финансовому лизингу на поставку шести Ан-148 с "ГТК Россия" c опционом еще на шесть самолетов и протокола о взаимопонимании о приобретении самолета Ил-96-300. Общая сумма сделки оценивается примерно в $500 млн. Кроме того, компания подписала контракт с иранской авиакомпанией на $200 млн. и кубинской - на $150 млн. Авиакомпания "Атлант-Союз" объявила о размещении заказа на 4 суперсовременных Boeing. "Гражданские самолеты Сухого" подписали соглашение с итальянской Alenia Aeronautica о создании совместного предприятия по продажам и послепродажному обслуживанию самолетов Sukhoi SuperJet. Кроме того, на $330 млн. "Рособоронэкспортом" подписан контракт о поставке в Индонезию шести самолетов. Этот контракт стал самым крупным военным соглашением между двумя странами. Стоимость трех Су-27СКМ и трех Су-30МК2 оценивается приблизительно в $300 млн. Также подписано соглашение о создании СП по обработке титановых деталей между американским Boeing и российской корпорацией "ВСМПО-АВИСМА"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка