Взгляд
28 августа 2007, 09:11
Смертоносный робот
Одной из сенсаций на авиасалоне МАКС-2007 стала презентация полноразмерного макета тяжелого ударного БПЛА "Скат", работы над которым ведет РСК "МиГ"
Собственно, как класс БПЛА (другое название - дроны) известны не один десяток лет, пожалуй, еще со времен Первой мировой. Правда, они выполняли ограниченный круг задач, служа в основном летающими мишенями (такая судьба постигла многие исправные, но морально устаревшие боевые самолеты) либо разведчиками.
Разведывательные комплексы строились и строятся как у нас, так и за рубежом, при этом среди них встречались и летательные аппараты очень солидных размеров, обладающие высокой сверхзвуковой скоростью - пример тому отечественный комплекс стратегической разведки Ту-123 "Ястреб", созданный в конце 1960-х годов и некоторое время состоявший на вооружении ВВС СССР. Впрочем, довольно скоро "Ястреба" вытеснил великолепный и практически неуязвимый на тот период МиГ-25Р.
На сегодняшний день лидером в области создания легких разведывательных БПЛА справедливо считается Израиль. Израильтянам же и принадлежит первенство в реализации очевидной идеи: оснащения беспилотника управляемым высокоточным оружием. Однако в полной мере ее воплотили американцы на аппаратах более тяжелого класса. В ходе кампаний в Афганистане и Ираке американские конструкторы оснастили тяжелый беспилотный разведчик RQ-1 Predator двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, такими же, какие входят в стандартный состав вооружения всех американских ударных самолетов и вертолетов. В результате во многих случаях удалось резко сократить количество боевых вылетов пилотируемой авиации: благодаря большой продолжительности полета, "придейторы" могли сутками висеть над угрожаемыми районами, оперативно подавляя выявленные цели. Ну а в случае чего потерять такую "железяку" и не жалко - цена дрона на порядки ниже цены боевого самолета.
Но MQ-1 (такое обозначение комплекс получил после оснащения ракетами) присущи два врожденных недостатка: невысокая скорость, обусловленная применением легкого поршневого мотора, и невысокая боевая нагрузка.
В принципе, крылатая ракета - тоже разновидность БПЛА. Никто не мешает создать барражирующую КР с мощной боевой частью, оснащенную аппаратурой разведки и наблюдения, способную оперативно накрывать разведанные цели, а в случае отсутствия таковых - способную возвращаться назад.
Такие проекты на уровне НИОКР иногда появлялись в разных странах. Но в случае накрытия цели вместе с ней "накроется" и дорогая бортовая аппаратура. Куда более заманчивая идея - создать полноценный (ну или почти полноценный) боевой самолет, но без летчика. Ведь пилота надо долгие годы учить, кормить, одевать и платить ему денежное довольствие. А потеря опытного летчика - почти невосполнима. Самолеты можно поставить на конвейер - летчиков нет. Это в полной мере испытала на себе императорская Япония: на тысячи первоклассных самолетов приходились сотни опытных летчиков. Вот и пришлось бросать отличные, с завода, машины в самоубийственные атаки под управлением студентов, закончивших ускоренные летные курсы по программе "взлет - пикирование на цель".
Между тем на войне бывают задачи, когда высокий процент потерь неизбежен. Прежде всего это прорыв эшелонированной ПВО особо важного объекта. Часть самолетов (иногда - большая часть), участвующих в таком налете, служит "тараном", взламывающим оборону противника, расчищая путь ударной группе, которая может состоят всего из нескольких машин. При этом группа подавления принимает на себя всю силу огня с земли и неизбежно несет ощутимые потери. А теперь представим себе, что роль прорывателей ПВО играют дроны. Десятки (или даже сотни в случае крупного конфликта) малоразмерных и малозаметных для радаров целей, действующих дерзко и активно (ведь людей на борту нет!), могут "свести с ума" любую современную боевую систему. И не просто целей - каждый БПЛА несет боевую нагрузку: противорадарные ракеты, передатчики активных помех (в перспективе - микроволновые пушки, выжигающие "мозги" компьютеров управления), притивобункерные бомбы для поражения подземных командных центров. Сейчас такое можно представить только в кошмарном сне подвыпившего генерала, но скоро это может стать реальностью.
Кстати, отсутствие человека на борту сулит БПЛА еще ряд преимуществ: нет необходимости в системах жизнеобеспечения, спасения и индикации тактической обстановки. Получается значительная экономия веса и, соответственно, денег. Освободившиеся объемы могут быть использованы для размещения более полезных вещей: оружия, топлива, систем наблюдения за окружающей обстановкой.
Более того - дрон может маневрировать активней пилотируемого самолета, ведь параметры его полета не ограниченны пределами физиологической выносливости. По тем же причинам на БПЛА проще в полной мере реализовать технологию малой заметности - stealth. Исходя из таких посылок, на рубеже веков США начали программу J-UCAV - "единого беспилотного ударного самолета", ответом на которую стала программа РСК "МиГ". В создании тяжелого ударного БПЛА американцы пока лидируют: с 2002 года у них активно испытывается прототип беспилотного ударного комплекса Boeing X-45A. Любопытно, что макет "Ската" внешне напоминает американского конкурента, что довольно естественно - сходство целей и задач определяет сходство технических решений. Примеров тому несть числа (Ту-144 - "Конкорд", "Шатлл" - "Буран" и т.п.). Судя по представленному макету, скорость БПЛА меньше скорости звука - об этом свидетельствует его аэродинамика. "Скат" - полноценный stealth: воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носком крыла, самолет не имеет горизонтального и вертикального оперения - частей, наиболее заметных для радаров (чистое "летающее крыло"), вероятно - плоское сопло двигателя, для снижения заметности в тепловом диапазоне. Все вооружение располагается внутри фюзеляжа в двух бомболюках все с той же целью - не создавать "засветок" на индикаторе РЛС. В качестве вооружения на презентации были показаны две противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, что еще раз свидетельствует об основном тактическом назначении "Ската": подавление ПВО. Что не мешает ему при соответствующем вооружении бороться с танками, кораблями или мобильными пусковыми установками. В этом плане "Скат" не отличается от обычного истребителя-бомбардировщика.
Любопытно, что сама презентация состоялась вне основного выставочного комплекса - на летно-испытательной и доводочной базе РСК, расположенной буквально за забором. Согласно кулуарным сведениям, в один из дней салона макет предполагалось показать в основной экспозиции, но эти намерения натолкнулись на активные протесты со стороны генерального заказчика. Как пояснили руководители корпорации, предусматривается постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий БПЛА. Его планируется испытать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В ходе испытаний летающей лаборатории будет проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БПЛА, включая применение оружия. Дальнейшая программа работ предусматривает постройку и испытания прототипа БПЛА "Скат" с полным набором боевых функций. Любопытно, что буквально в тот же день о планах по созданию тяжелого тактического БПЛА заявили представители ОКБ Яковлева. Машина весом до 10 тонн будет создаваться на базе удачного учебно-боевого самолета Як-130 в сотрудничестве с одной из итальянских фирм (напомним, что Як-130 создавался во взаимодействии с корпорацией Alenia). Кроме того, представители ОКБ как бы случайно "проговорились" о существовании тендера Минобороны на создание беспилотного ударного авиационного комплекса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера