Новая газета
28 августа 2007, 14:09
МАКС: международный антикварный салон
Нынешний МАКС-2007 остался, пожалуй, самым дурно организованным авиасалоном в мире. Речь даже не об уровне Фарнборо или Ле-Бурже - МАКС намного хуже аналогичных выставок в развивающихся странах - в Малайзии, Эмиратах, Чили и т.д.
Организаторы явно ставят главной задачей заработать как можно больше на мероприятии, и им это удается. Перед началом нынешнего МАКСа организатор ОАО "Авиасалон" утверждал, что МАКС-2007 станет самым прибыльным, что доходы от выставки превысят 30 млн. евро - на 60 процентов больше, чем в 2005 году. Арендная плата для участников МАКСа, как сообщают, почти сравнялась с Ле-Бурже при несравнимо более низком уровне услуг и организации. Полное несоответствие убогого исполнения пропагандистскому госзамаху ("Россия возрождается и выходит в мировые лидеры") привело к решительным оргвыводам еще до окончания нынешнего салона. Объявлено, что следующий МАКС-2009 будет готовить другой организатор - ФГУП "Рособоронэкспорт", которое уже пообещало перестроить павильоны и шале, наставить везде кондиционеров, выбить больший лимит электроэнергии, чтобы они работали, и т.д.
В "Рособоронэкспорте" достаточно специалистов, знающих, какой должна быть нормальная международная выставка-авиасалон. "Рособоронэкспорт" не только монополист по торговле оружием, но и крупнейшая госкорпорация. Экономить на престиже страны им не надо, и можно надеяться, что следующий МАКС будет существенно отличаться от нынешнего.
Впрочем, безобразная организация дела не единственная проблема. На нынешнем МАКСе был выставлен и красиво летал новейший многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35, а также новейший бомбардировщик Су-34. Но 10 лет назад на МАКСе-97 оба эти самолета также были выставлены как "новейшие", а Су-35 тоже летал, выделывая немыслимые фигуры в присутствии президента Бориса Ельцина. Прошло 10 лет, а они все "новейшие". Вроде как началось серийное производство Су-34 - месяц назад сделан единственный пока экземпляр. А Су-35 как реального боевого самолета вообще нет - есть недоведенная пилотажная машина. Ее уже много лет продвигают на экспорт, надеясь в случае заказа получить еще и средства на доведение, но пока - никак. Кстати, первый полет модернизированный Су-27М, ставший потом Су-35, совершил в 88-м году, еще при советской власти.
На МАКСе-2007 были также выставлены "новейшие" модификации истребителей МиГ-35Д и МиГ-31БМ. Но модернизированный МиГ-29М, который потом переименовали в МиГ-35, вышел на летные испытания в 86-м. Модифицированный перехватчик МиГ-31М с новыми ракетами "воздух-воздух" большой дальности начал летные испытания в 85-м году. Производство МиГ-31 было полностью свернуто в 94-м году, так что теперь возможна модернизация только некоторых имеющихся в наличии машин.
Российский авиапром явно утратил верное направление и ходит по кругу, последовательно вытаскивая из нафталина старые советские разработки, стараясь их в лучшем случае слегка подновить. Слов нет - многие эти машины были вполне достойны в свое время, да и сейчас могут успешно применяться в вооруженных конфликтах третьего мира. Но уже в восьмидесятые они были лишь модификациями уже существующей техники. На МАКСе-2007 сверх того выставили макет сверхзвуковой крылатой ракеты "Метеорит" (3М25), которую разрабатывали в советское время, но не довели - и теперь, понятно, никогда не доведут.
Реальные вооруженные конфликты последних двух десятилетий доказали, что так называемая сетевая война - самое страшное новое оружие. Компьютерные информационно-командные сети многократно увеличивают эффективность и гибкость применения военной техники и авиации в особенности. А у нас по старинке сравнивают технические характеристики отдельных машин, как будто они будут сражаться один на один, как рыцари какие. Про информационно-командные сети, впрочем, у нас хоть слышали и при советской власти некие АСУ (автоматизированные системы управления) собирали на основе древних компьютеров. Меньше известно про сетевые системы своевременного снабжения и технического обслуживания всех машин на любой базе в мире. Тыл был всегда самой слабой стороной наших Вооруженных сил. А в ВВС США такая система обеспечивает постоянную боеготовность машин больше чем на 90 процентов, что у нас всегда считалось теоретически невозможным. В результате при близкой общей списочной численности наши ВВС реально слабее американцев раз в десять по меньшей мере.
Не все, впрочем, плохо. Участие иностранцев на МАКСе последовательно нарастает с каждым новым салоном, хоть приезжают они прежде всего продавать. Огромная пространствами Россия с чудовищными дорогами не сможет жить без авиации как гражданской, так и военной. Если собственный авиапром живет одним почти лишь прошлым, его место неизбежно займут иностранные производители, как это уже произошло на рынках автомобилей и бытовой техники. А если "Рособоронэкспорт" и вправду наведет порядок на авиасалоне, этот процесс еще ускорится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться