О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет без билета за те же деньги

IATA на полгода - с 1 января на 1 июня 2008 года - перенесла срок полного отказа входящих в нее компаний от бумажных билетов и переходе на электронную форму

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на полгода - с 1 января на 1 июня 2008 года - перенесла срок полного отказа входящих в нее компаний от бумажных билетов и переходе на электронную форму. Отказ от билетов сулит авиаперевозчикам немалую экономию, однако вряд ли снизит цену на перелеты для пассажиров российских авиакомпаний.

По уверениям российских авиакомпаний низкий уровень информатизации в России еще долгое время не позволит им отказаться от содержания сети продаж бумажных билетов, а следовательно, и экономия будет не столь уж внушительная. Продажи электронных билетов начались в России этой весной, но скидки на виртуальные билеты пока также остаются виртуальными и обычно не превышают сотни рублей.

Преимущества электронных авиабилетов эксперты IATA считают очевидными и неоспоримыми. Электронный билет представляет собой уникальный код, который содержит номер рейса и подтверждение факта оплаты. Переход на электронную форму позволяет компаниям сэкономить на содержании многочисленных авиакасс и оформлении бумажных бланков. Для получения электронного билета каждый пассажир, по существу, берет на себя работу авиакассира: с помощью домашнего или рабочего компьютера пассажир самостоятельно бронирует места в самолете, затем оплачивает их с помощью кредитки через интернет или в любом пункте приема платежей - на почте или даже в офисах оплаты мобильных телефонов.

По данным IATA, в которую входят 260 авиакомпаний, осуществляющих 94% всех международных воздушных перевозок, в мире ежегодно выписывается 400 млн. авиабилетов, из которых бумажными остаются лишь около 16,5 млн. С 2004 года доля электронных авиабилетов в общем объеме продаж выросла с 16 до 84%.

"Сегодня не более 2% авиапассажиров в России пользуются электронными билетами, тогда как в Европе и США их около 80 или 90%", - заявил "НГ" пресс-секретарь авиакомпании S7 ("Сибирь") Артур Акопов. Столь низкий показатель Акопов объясняет слабой рекламой новой услуги, а также низким уровнем информатизации - особенно в регионах России. По его словам, аналитики S7 оценили размер экономии при использовании электронных билетов в 7-9 долл., тогда как реальная скидка для пассажира может ограничиваться лишь суммой в 50 или 100 руб. за билет. Акопов признает, что иностранные авиакомпании, как правило, предоставляют более значительные скидки при покупке электронных билетов. По его словам, сопоставимая экономия возможна в России только в случае оплаты билета по кредитке через интернет, что является лишь частным случаем оформления электронного билета.

Цены на бумажные и электронные билеты в "Трансаэро", по словам директора по связям с общественностью Сергея Быхала, практически не отличаются. Тем не менее объем продаж электронных билетов постоянно растет, что объясняется их удобством для пассажиров. "Даже в случае потери распечатки электронного билета пассажир сможет занять место в самолете, предъявив только свой паспорт и - если потребуется - подтверждение факта оплаты", - говорит Сергей Быхал. Впрочем, по его словам, окончательный переход России на электронные авиабилеты состоится не скоро, в том числе и по причине отсутствия необходимого оборудования в провинциальных аэропортах.

"Основная проблема внедрения электронных билетов - это отсутствие в большинстве российских аэропортов систем автоматизированной регистрации, поэтому на внутренних рейсах российские авиакомпании будут использовать бумажные авиабилеты", - заявила "НГ" представитель AiRUnion Ольга Быкова. Однако с этим утверждением не согласен помощник министра Минэкономразвития Игорь Коньков. "Любой аэропорт в России оборудован современными средствами связи - иначе он бы не получил разрешения на работу", - говорит помощник Германа Грефа. По словам Конькова, "законодательная база для использования электронных билетов нуждается в некоторой шлифовке", однако никаких серьезных препятствий для внедрения этой технологии не существует. Нарекания пассажиров на переносы рейсов тех компаний, которые сделали ставку на электронные авиабилеты, Коньков никак не связывает с новыми технологиями и объясняет загруженностью аэропортов и авиакомпаний. "Регулярность вылетов у российских лайнеров значительно выше, чем, например, в Европе, где в аэропортах часто творится настоящая неразбериха", - говорит советник Грефа.

Тем не менее, электронный авиабилет в России все еще считается не совсем полноценным документом. "Бумажный билет - это договор с авиакомпанией, который к тому же отпечатан на бланке строгой отчетности, а реакцию наших судов на какие-то самодеятельные распечатки из интернета пока трудно прогнозировать", - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

В ноябре прошлого года Минтранс утвердил своим приказом формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции. В середине июля 2007 года Минфин официально признал, что эти документы могут использоваться бухгалтериями (вместе с посадочными талонами) при подготовке налоговой отчетности. Тем не менее, вчера в пресс-службе Минтранса корреспонденту "НГ" заявили, что для окончательного утверждения равноправия электронных и бумажных билетов "необходимы законодательные изменения в положения о бланках строгой отчетности". Сроки подготовки таких изменений в Минтрансе не уточнили....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка