О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Что под "Небом Украины"

Противовоздушная оборона Украины нуждается в серьезном обновлении

В прошлом номере мы рассказали о проблемах военной авиации Украины. Есть основания утверждать, что и противовоздушная составляющая Воздушных сил Украины нуждается в серьезной модернизации. Уже к 2005 г. 55% зенитных ракетных систем и комплексов, 53% автоматизированных систем управления и 45% радиоэлектронной техники нуждались в ремонте. 80% зенитных управляемых ракет для ЗРК средней дальности были небоеспособными. Что же в этой связи предлагает руководство Вооруженных Сил Украины (ВСУ)?

Если говорить о зенитно-ракетных войсках, то Украина на данный момент не может обеспечить Воздушные силы зенитным ракетным комплексом собственного производства, а закупка ЗРК за границей является слишком дорогостоящей. Поэтому Государственной программой развития вооружения и военной техники ВСУ предусмотрено осуществить мероприятия по модернизации ЗРС С-300ПС и ЗРК "Бук-М1". Планируется также к модернизированным комплексам закупить новые зенитные управляемые ракеты. В ПВО Сухопутных войск будет продолжена модернизация ЗРК "Оса" и ПЗРК "Игла-1". Выполнение Научно-технической программы развития радиолокационного вооружения Воздушных сил должно до 2015 г. обеспечить радиотехнические войска на 70% новым или обновленным вооружением. Среди проектов можно упомянуть модернизацию РЛС П-18 и П-19, систем радиоэлектронной борьбы, создание трехкоординатной РЛС, средств спутниковой навигации и принятие на вооружение новой системы оптико-электронной защиты объектов от высокоточного оружия "Каштан".

В 2006 г. прошли переговоры украинских и российских спецэкспортеров по вопросам модернизации зенитных ракетных систем С-300 и зенитных ракетных комплексов "Бук", разработчики которых остались на территории РФ. Для программы модернизации украинских средств ПВО избрана довольно распространенная в мире форма - совместное предприятие. С украинской стороны через госкомпанию "Укрспецэкспорт" такими проектами занимается "Укроборонсервис", с российской - ФГУП "Рособоронэкспорт". Создание украинско-российского предприятия планировалось в виде закрытого акционерного общества "Спецсервис" с местом регистрации на Украине. Российской стороне будет принадлежать 49% акций предприятия. Украинская сторона в лице "Укроборонсервиса" (51% акций) намерена осуществлять финансирование проектов. Как ожидается, с украинской стороны ЗАО "Спецсервис" будет создаваться на базе киевского филиала ГП "Укроборонсервис", входящего в "Сервисный центр вооружения и военной техники" (ОАО "Спецтехсервис" и НИИ радиоэлектронной техники). Напомним, что в сервисном центре была собрана ремонтно-конструкторская документация на С-300П и разработан комплект ремонтной документации на войсковой средний ремонт ЗРС, который уже начали проводить в интересах ВСУ. "Укроборонсервис" имеет заключение российского КБ "Кунцево" о возможности проведения ремонта системы с продлением назначенных эксплуатационных показателей. ГП "Укроборонсервис" выступает заказчиком для украинских предприятий в работах по продлению ресурса этой ЗРС. А совместно с Московским радиотехническим заводом были начаты работы по модернизации С-300П по комплексной программе. Сейчас ремонт С-300П проводится непосредственно в войсках - в Первомайске и Никополе. Создание ЗАО "Спецсервис" не требует расходов бюджетных средств, а его работа упростит процедуру закупок запасных частей и их лицензионного производства.

Украинские предприятия ОПК, специализирующиеся на тематике ПВО, ищут и другие дополнительные пути сотрудничества. Например, решением Антимонопольного комитета Украины предоставлено разрешение 8 субъектам хозяйствования на создание корпорации "Научно-производственное объединение "Небо Украины" (г. Киев), целью которой является объединение усилий участников для обеспечения комплексного использования их возможностей в процессе разработки, создания, организации производства, эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизации и реализации зенитных ракетных комплексов, радиолокационных систем, автоматизированных систем управления, комплексов управления воздушным движением летательных аппаратов, средств связи и систем защиты информации; создание автоматизированной системы наблюдения воздушного пространства для ВСУ. Учредителями корпорации стали ГП завод "Генератор" (г. Киев), государственное Киевское конструкторское бюро "Луч" (г. Киев), ГП "Львовский радиоремонтный завод" (г. Львов), ОАО "Научно-производственное предприятие"Аэротехника-МЛТ" (пгт Макаров, Киевская обл.), ОАО "Научно-производственный благотворительный центр "Содружество" (г. Киев), ОАО "Телекарт-Прибор" (г. Одесса), ЗАО "Трансимпекс" (г. Киев), ЗАО "Научно-техническое предприятие "ЮБК - Спектр" (г. Севастополь).

В секторе радиоэлектроники ПВО украинский ОПК имеет собственный потенциал. Об этом свидетельствует успешность на мировом оружейном рынке такой украинской продукции, как станция радиотехнической разведки "Кольчуга" и различные модификации подвижной всевысотной трехкоординатной радиолокационной станции 36Д6. Причем если новизна использованных в "Кольчуге" технических решений защищена 8 патентами Украины, то у РЛС 35Д6 (36Д6) таких патентов двадцать. Кстати, Украина входит в десятку стран мира, занимающихся разработками и производством радиолокационной техники: сохранились необходимые для такой деятельности научные школы, есть национальные производители соответствующей элементной базы и комплектующих. Все это позволяет производить радиолокационную технику по более или менее замкнутому циклу. Наконец, капиталоемкость радиолокационной техники не настолько высока, чтобы стать труднопреодолимым барьером для расширенного производства подобной продукции в стране.

Ведущим украинским производителем радиолокационных станций является научно-производственный комплекс "Искра" в Запорожье, образованный в 2003 г. путем слияния электромашиностроительного завода "Искра" и конструкторского бюро "Искра". В Запорожье почти за 40 лет произведено около семи тысяч РЛС, использующихся сегодня более чем в 50 странах мира. Появление новой станции 35Д6 и соответствующей базовой экспортной версии - 36Д6 стало результатом усовершенствования запорожскими специалистами РЛС 19Ж6, вобравшей в себя около 50 оригинальных изобретений. Дальнейшая модернизация станции 36Д6 привела к созданию целого семейства различных модификаций этой радиолокационной станции, имеющих единое обозначение 36Д6М и пользующихся спросом иностранных покупателей. Если, скажем, в РЛС 36Д6 дальность обнаружения целей по сравнению с ее предшественницей - РЛС 19Ж6 - была увеличена лишь на 20% (со 150 до 180 км), то в нынешней модификации 36Д6М, созданной в условиях независимой Украины, этот показатель по сравнению с базовым вариантом был увеличен вдвое (со 180 до 360 км).

Очень востребованной на внешнем рынке может быть модернизация РЛС П-18. Достаточно большое количество таких РЛС эксплуатируется в Алжире, Египте, Китае, Вьетнаме, Индии, Северной Корее, Грузии, Таджикистане, Узбекистане, Белоруссии, Литве и др. Но станции этого типа практически исчерпали свой эксплуатационный ресурс, основные комплектующие морально устарели и стали дефицитными. Тем не менее, как показали события во время воздушных ударов НАТО по объектам бывшей Югославии, РЛС П-18 была практически единственной станцией, которая могла обнаруживать самолеты типа "стелс". Все эти особенности в совокупности с простотой и надежностью оставляют РЛС востребованной еще на 10-15 лет. К тому же модернизация станции П-18 - это оптимальное решение по критерию "эффективность-стоимость" для тех заказчиков, которые имеют на вооружении устаревшие локаторы и нуждаются в создании современных систем противовоздушной обороны и управления воздушным движением. Поэтому при эффективной маркетинговой политике это направление деятельности может принести доход, превышающий доходность от создания новых образцов РЛС.

Министерство обороны Украины в последние годы уделяет внимание созданию фактически новой РЛС П-18 с цифровой обработкой и автоматической передачей информации о выявленных целях. Холдинговая компания "Укрспецтехника" еще в 2002 г. выполнила научно-исследовательскую работу по модернизации П-18 как базовой перспективной РЛС с многоканальной цифровой пространственно-временной обработкой сигналов, создала действующий макет принципиально новой РЛС П-18 с цифровой антенной решеткой и твердотелым передатчиком. Практически впервые в СНГ были разработаны уникальные алгоритмические и программные продукты для реализации задачи пространственно-временной обработки сигналов, которые обеспечивают мгновенный обзор заданного сектора пространства, выявление воздушных целей и определение их координат.

Логическим продолжением этого стало выполнение опытно-конструкторской работы по созданию помехозащищенной модернизированной РЛС П-18МУ с цифровой обработкой и автоматической передачей информации. Разработана вся конструкторская документация и изготовлен опытный образец. Эта станция, как считается, способна обеспечить автоматическое выявление, сопровождение и передачу на командный пункт информации по 256 целям. Так называемая "малая" модернизация, т.е. частичная замена наиболее критических блоков (приемник, цифровая селекция движущихся целей), уже проведена. Такие станции эксплуатируются в радиотехнических подразделениях Воздушных сил. "Укрспецтехника" также недавно выполнила модернизацию 15 единиц радиолокационной техники (РЛС П-18, П-19, П-37), как сообщалось в СМИ, "для одной из юго-восточных стран".

Разговоры о необходимости создания АСУ для Воздушных Сил ведутся не первый год, но до реализации этих планов еще далеко. Поэтому руководство украинского Генштаба требует от профильных предприятий ОПК ускорить создание такой системы. Определенные наработки в этом плане промышленность республики имеет, но тут заметна проблема координации работы конструкторов. Начальник Генштаба ВСУ генерал-полковник Сергей Кириченко считает, что украинским предприятиям необходимо объединить опыт в создании АСУ и самим определиться относительно формата участия в этой работе. При этом, очевидно, не одобряется вариант определения единого разработчика и исполнителя заказа. Однако военное ведомство не имеет особого желания финансировать опытно-конструкторские работы, оно лишь предлагает предприятиям и НИИ самостоятельную работу по данной теме, чтобы потом оценить ее результаты.

Ряд элементов радиолокационной техники, необходимой для АСУ, уже изготовляют на НПК "Искра": модернизированная станция 19Ж6, новая РЛС входят в автоматизированную систему управления. Кроме того, НПК завершает разработку батальонного командного пункта. Также свои наработки по командному пункту батальонного уровня имеет корпорация "Аэротехника" (а кроме этого, и КП роты, бригады, корпуса). Данная техника является уже готовым коммерческим продуктом, ее базовая комплектация рассчитана на выполнение основных задач. Тут появилось сразу два вопроса к Минобороны Украины. Если "Искра" только завершает разработку подобного КП, то разумнее было бы отдать предпочтение уже готовому продукту. Или наконец на деле посодействовать координации предприятий, работающих по данной тематике. Но пока ответа от военных нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка