О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

До Ле Бурже еще очень-очень далеко

Московский авиасалон - пока не самое престижное место для заключения контрактов

По завершении авиационно-космического салона "МАКС-2007" наступило время подведения итогов. Сейчас главным критерием успешности любой подобной выставки считается сумма заключенных контрактов. Разного рода соглашения, договоры, протоколы и меморандумы подписаны в подмосковном Жуковском с представителями 10 стран. В день открытия авиасалона руководители ФГУП "Рособоронэкспорт" и делегации Республики Индонезия поставили свои подписи под протоколом о вступлении в действие контракта на поставку в далекую азиатскую страну шести самолетов - трех Су-27СКМ и трех Су-30МК2 - на общую сумму 330 млн. долл. РСК "МиГ" заключила контракты с Индией, Казахстаном и Польшей на модернизацию и поддержание летной годности своих машин на 70 млн. долл.

Набрав в общей сложности 400 млн. долл., этим экспорт отечественной военной продукции на нынешнем МАКСе и ограничился.

В гражданской сфере наибольшего успеха добилась лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Двум компаниям - "Открытое небо" и "Континент" - будут поставлены 53 пассажирских Ил-114, 16 грузовых Ил-114Т и 27 грузовых Ил-112Т на сумму около миллиарда долларов. Более чем за 200 млн. долл. "Ильюшин Финанс Ко" обязалась передать иранской компании Iran Air Tour пять пассажирских Ту-204-100. Два Ту-204 и три Ан-148 получит Куба. Это еще порядка 250 млн. долл. Подписаны также контракты на поставку около 100 различных авиадвигателей и 34 самолетов Ан-148.

О большой победе отрапортовал руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. По его словам, Объединенная авиастроительная корпорация заключила контракты на полтора миллиарда долларов. Правда, нельзя названную сумму прибавить к общим итогам салона, поскольку эти деньги уже посчитали как свои и "Ильюшин Финанс Ко", и "Рособоронэкспорт".

Компания "Волга-Днепр" заключила долгосрочное соглашение, касающееся возобновления производства тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан". Планируется разместить заказ на 17 таких машин. Еще одно серьезное промышленное соглашение - создание совместного производства титановых заготовок российской металлургической компанией "ВСМПО-Ависма" и американским "Боингом". Протокол о намерении организовать СП в России 23 августа подписали ФНПЦ Раменское приборостроительное конструкторское бюро и французская Sagem Defense Securite. Предприятие займется производством современных систем авиационной навигации.

Самолеты не только продавались за рубеж, но и покупались у иностранного производителя. Авиакомпания "Атлант-Союз", официальный перевозчик правительства Москвы, заключила контракт на приобретение четырех пассажирских лайнеров "Боинг-737-700". Сумма сделки, исходя из каталожной стоимости, 249 млн. долл.

Из более скромных соглашений стоит отметить заявление вертолетостроительной компании "Камов" о поставке десяти Ка-32 в Португалию.

Весьма показательно, что Московский авиасалон, начинавшийся как военная выставка, начинает приобретать все более гражданский характер. Что соответствует мировым тенденциям.

МАКС-2007 совершил значительный рывок за последние два года. Если на предыдущем авиасалоне в 2005 году были представлены 520 российских и 135 зарубежных компаний, то в этом году - 540 отечественных и 247 из-за рубежа. Российский потенциал участников можно считать исчерпанным, а почти двукратный прирост "иностранцев" демонстрирует увеличившийся авторитет Московского салона и перспективность евразийского рынка.

Но показатель заключенных сделок на фоне цифр известных зарубежных выставок не впечатляет. Если на МАКС-2005 контрактов и протоколов оформили почти на 4 млрд. долл., то на МАКС-2007 - примерно на 3 млрд. долл. Причин тому несколько.

Во-первых, чем авторитетней салон, тем больше "звучит" заключенная на нем сделка. Поэтому так охотно подписывают договоры в Ле Бурже и Фарнборо. Во-вторых, все предпочитают оформлять контракты на "своей" территории. В частности, "Эрбас" их подписывает исключительно в Ле Бурже и никогда не выберет для этого МАКС. В-третьих, устроители салона должны позаботиться, чтобы главы компаний окончательно "ударили по рукам" именно у них, потому что это поднимает уровень выставки. Если же людей интересует только сбор аренды и доходы от входных билетов, нечего ожидать серьезных результатов. В-четвертых, необходима поддержка государства в этом вопросе. А российское руководство, освятив МАКС своим визитом, в подписании документов участия не принимало. А это сразу делает авиасалон неким частным мероприятием, и отношение к нему соответственное.

По этим причинам Роскосмос два месяца назад в Ле Бурже заключил три контракта, пять соглашений и подписал один меморандум. В том числе соглашение о первых четырех запусках кораблей "Союз-СТ" с французского космодрома Куру. О сделках Роскосмоса на МАКСе сообщений не было.

Во время работы салона в Ле Бурже "Ильюшин Финанс Ко" подписал в Воронеже контракты с российскими компаниями "Аэрофлот" и "Атлант-Союз" на строительство девяти Ил-96-400Т и с компанией "Полет" на десять Ан-148. Общая сумма трех контрактов - 22 млрд. руб. Видимо, не имелось серьезных оснований ждать два месяца до начала МАКСа.

В Ле Бурже многие российские авиаперевозчики заключили миллиардные договоры на приобретение "Боингов" и "Аэробусов". Многотомные контракты готовятся годами, но их подписание происходит в наиболее выгодном в плане пиара месте. МАКС таким местом пока не стал. Потому наивны утверждения, что Московский салон выходит на уровень Ле Бурже и Фарнборо. За три дня июня в Ле Бурже подписано твердых контрактов на продажу 375 самолетов, а вместе с опционами и протоколами о намерениях их число достигло 556 общей стоимостью 100 млрд. долл. На этом фоне сумма МАКСовских контрактов оказывается исчезающе малой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка