Военно-промышленный курьер
5 сентября 2007, 12:20
Еще одна национальная идея
Программы создания перспективных авиадвигателей приобретают характер жизненно важных для страны
Причина этого очевидна. Как отметил на церемонии подписания меморандума Юрий Ласточкин, она "обусловлена осознанием необходимости объединения усилий на перспективных программах по созданию конкурентоспособных газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения". По словам генерального директора "Сатурна", уже сейчас степень интеграции очень высока, а возможности, которые откроются перед двумя компаниями после официального слияния, позволят вывести их на уровень американских и европейских конкурентов. По мнению руководителя "Сатурна", затраты не только на создание нового авиадвигателя, но и на модернизацию моторов предыдущего поколения сегодня столь высоки, что без объединения усилий решать эти проблемы очень сложно. Юрий Ласточкин в этой связи напомнил: "Тот путь, который мы прошли, показывает, что у нас есть положительный опыт и очень серьезные результаты. Для того чтобы перейти на следующий этап интеграции, мы подписываем это соглашение. Цель весьма простая - создать для страны компанию с очень большими интегральными возможностями".
Меморандум предусматривает сотрудничество для выполнения в первую очередь таких программ, как разработка и производство двигателей 117, 117С и АЛ-55И, конструкторское сопровождение серийного изготовления двигателей АЛ-31ФП, создание и производство двигателя для ПАК ФА, а также разработка и изготовление морских газотурбинных агрегатов, наземных энергетических и газоперекачивающих установок в диапазоне мощности 16-25 МВт. В ходе церемонии подписания меморандума не говорилось о наиболее современном продукте НПО "Сатурн" в сфере гражданской авиации - двигателе SaM146. Однако этот мотор неизбежно займет весьма существенную роль в структуре бизнеса объединенной компании, а, кроме того, как не раз отмечали руководители НПО "Сатурн", освоенные при его создании технологии, накопленный опыт востребованы и на других участках, в том числе и при разработке перспективных военных авиадвигателей.
Уже после завершения МАКСа стало известно, что на КНААПО, где ведется подготовка серийного производства регионального самолета Sukhoi SuperJet-100, из Рыбинска доставлен второй двигатель SaM146, предназначенный для установки на летный экземпляр SSJ-100. В ближайшее время специалисты компании Aircelle завершат монтаж мотогондол с двигателями, и обе силовые установки будут установлены на самолет. После наземной выкатки SSJ-100, запланированной на конец сентября, пойдет подготовка к первому полету самолета.
Первым шагом на пути реализации процесса интеграции предприятий стало создание ЗАО "Управляющая компания "Сатурн-УМПО", которому будут переданы функции единоличного исполнительного органа. Управляющая компания организована на паритетных началах. Ее генеральным директором назначен Юрий Ласточкин, а председателем совета директоров - Александр Артюхов. Компания уже зарегистрирована, образованы совет директоров и правление. В настоящее время проводятся консультации с государственными органами для получения одобрения создания на базе НПО "Сатурн" и УМПО интегрированной структуры. До момента завершения интеграции за каждым предприятием сохраняются права и обязанности по ранее заключенным контрактам.
В ходе церемонии подписания меморандума Александр Артюхов заявил, что создаваемый холдинг открыт для других предприятий отрасли, в том числе для Пермского моторостроительного комплекса, ФГУП "Мотор" и Омского машиностроительного конструкторского бюро. А главной задачей начального этапа интеграции "Сатурна" и УМПО станет глубокая реструктуризация производства, которая позволит добиться резкого сокращения издержек и увеличения загрузки мощностей. Как заметил Юрий Ласточкин, объединение позволит покончить с доставшейся в наследство от СССР традицией построения производства по принципу натуральных фабрик, имеющих полный цикл производства. В рамках холдинга производственные площадки будут иметь определенную специализацию, они должны получить мировые возможности по технологиям. Именно это, по мнению гендиректора "Сатурна", является важнейшей целью объединения.
Первый шаг на пути модернизации производства объединенной компании был также сделан в ходе салона МАКС-2007. Представители Российского научного центра "Курчатовский институт", НПО "Сатурн" и УМПО подписали меморандум о научно-техническом и инновационном развитии. Документ предусматривает выполнение совместных программ в области нанотехнологий и наноматериалов, применяемых для обеспечения создания газотурбинной техники нового поколения авиационного, наземного и морского применения, а также создание отечественного оборудования и установок для реализации данных технологий. Тем самым заложена основа для сотрудничества по продвижению результатов передовых инновационных проектов с целью дальнейшей коммерциализации разрабатываемых нанотехнологий и наноматериалов в других отраслях промышленности.
Меморандум также закрепил сложившиеся в течение ряда лет отношения данных организаций в области нанотехнологий и иных проектов, связанных с созданием новых научно-технических результатов, новой высокотехнологичной продукции и внедрением их в производство. В РНЦ "Курчатовский институт" на базе Института ядерного синтеза создано специальное подразделение, которое занимается научно-исследовательской, проектно-внедренческой и производственной деятельностью в области нанотехнологий применительно к конкретным задачам производства газотурбинных двигателей, деталей машин, инструмента. В свою очередь, в НПО "Сатурн" и УМПО организовано современное производство вакуумной ионно-плазменной модификации поверхности деталей авиационных двигателей и силовых энергоустановок, базирующееся на последних достижениях в области поверхностной инженерии, создания пленочных наноструктурированных материалов. Внедрение нанотехнологий в создание новых образцов газотурбинной техники и специализированного инструмента позволит добиться снижения себестоимости и увеличения жизненного цикла двигателей более чем в 2 раза, повышения показателей прочности и надежности более чем в 3 раза.
Интеграция крупнейших в России центров разработки и изготовления авиадвигателей, безусловно, является большим шагом вперед для всего отечественного авиастроения. В случае присоединения к холдингу Пермского моторного комплекса - а такой ход развития событий как раз и предусматривается планом развития российского авиадвигателестроения, одобренным на совещании 11 августа, в сферу его ответственности попадет и задача производства и совершенствования двигателей семейства ПС-90, а также создание гражданского мотора пятого поколения ПС-12.
Головным разработчиком этого ТРД является пермское ОАО "Авиадвигатель". В ходе презентации ПС-12, проведенной на стенде НПО "Сатурн" (это, кстати, еще раз свидетельствует о тесных партнерских отношениях между пермским кустом двигателистов и НПО "Сатурн"), генеральный конструктор компании Александр Иноземцев сообщил, что в августе прошлого года был подписан протокол о намерениях по совместной реализации проекта создания ПС-12. Под документом, помимо самого Иноземцева, поставили подписи руководители ЦИАМ, НПО "Сатурн", "Климова", Пермского моторного завода, УМПО, НПП "Мотор", Московского машиностроительного предприятия имени В.В. Чернышева и ММПП "Салют". То есть образована фактически такая же сильная "сборная", как и та, что должна решить вопрос создания двигателя для ПАК ФА. Все партнеры участвуют в этом проекте на принципах разделения финансовых и технических рисков. Каждое предприятие отвечает за все технические и коммерческие риски, ведет послепродажное обслуживание и ремонт своей системы или узла - фактически несет ответственность за весь жизненный цикл своего детища: от рождения до утилизации.
Цель проекта ПС-12 весьма амбициозна - в достаточно сжатые сроки необходимо создать семейство авиационных газотурбинных двигателей в классе тяг от 7 до 18 тонн, превосходящих по своим технико-экономическим показателям современные и перспективные зарубежные аналоги. Моторы семейства предназначены для установки на региональные и магистральные самолеты вместимостью от 70 до 350 мест, а также на транспортные самолеты грузоподъемностью 10-60 тонн. В ходе презентации проекта Александр Иноземцев отметил, что по прогнозам лидеров мирового авиационного рынка, потребность в двигателях этих классов тяги в 2014-2025 гг. составит около 22,5 тысяч штук. Стоимость этой рыночной ниши оценивается в 113,5 млрд. долларов. А с учетом потребностей промышленных ГТУ, созданных на базе двигателей семейства, эта сумма может увеличиться еще на 28,3 млрд.
Первым этапом реализации программы должно стать создание базового газогенератора. На его основе планируется разработать 6 двигателей с тягой 7, 9, 12, 14,5 и 18 тонн (соответственно ПС-7, ПС-9, ПС-12, ПС-14Р и ПС-19Р). Базовый двигатель - ПС-12 с взлетной тягой 11 800 кгс в первую очередь предназначен для российского "самолета XXI века" МС-21, а также для транспортного Ил-214 (он же МТА) и новых генераций Boeing 737 и А320. Вряд ли, конечно, Boeing и Airbus станут устанавливать российские двигатели на самолеты, эксплуатируемые в Европе и Америке, однако, как отметил Александр Иноземцев, планируется, что эти лайнеры, закупаемые российскими авиакомпаниями, будут комплектоваться российскими двигателями. Не исключено, что такой вариант заинтересует и перевозчиков из третьих стран. Стоимость двигателей семейства в зависимости от класса тяги должна составлять 3,09-4,96 млн. долларов, в то время как западные аналоги предлагаются по 3,42-6,33 млн. за штуку. Двигатели семейства ПС-12, естественно, будут соответствовать всем современным требованиям по надежности, ресурсу, условиям эксплуатации и послепродажного обслуживания. Будут соблюдены и самые суровые экологические нормы. По шуму ТРД ПС-12 должен соответствовать требованиям 4 главы норм ИКАО 2006 г. с запасом 15 EPN дБ, а по эмиссии - на 20-30% не "дотягивать" до требований 2008 г.
В настоящее время работы по подготовке производства двигателей семейства и освоению ключевых технологий ведутся полным ходом. В соответствии с планом, демонстратор базового газогенератора должен быть готов в начале 2011 г., а в 2013 г. намечено сертифицировать готовый ПС-12. Сертификация остальных моделей семейства завершится к 2015 г.
Александр Иноземцев заявил, что для реализации этого проекта потребуются инвестиции в размере 44 млрд. рублей. Планируется привлечь как государственные, так и частные деньги. Из бюджета на проведение НИОКР будет выделено 22,8 млрд., также государство собирается субсидировать процентные ставки заемных средств, требующихся для модернизации производства (но не более 10%) в размере 5,8 млрд. рублей. А всего для технического перевооружения предприятий, задействованных в проекте, потребуется 12,2 млрд. рублей.
Количество участников, цели, стоящие перед конструкторами, заданные характеристики новых двигателей для перспективных самолетов - все это возводит проект ПС-12 в ранг стержневого для российского авиапрома. А если учесть, что тем же предприятиям, что входят в кооперацию по ПС-12, необходимо решить еще и задачу создания двигателя для ПАК ФА, то по уровню важности для страны предстоящую им работу вполне можно признать национальным проектом. Поэтому необходимо, чтобы органы исполнительной и законодательной власти уделяли ему столько же серьезное внимание, как и другим стратегически важным программам развития....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов