Эксперт
1 октября 2007, 16:33
О госкорпорациях
Законопроекта по "Ростехнологиям" пока нет ни в одной публичной базе. Говорят, корпорации будет принадлежать сам "Рособоронэкспорт" - и все компании, которыми он владеет. К 2012 году большая часть этих компаний выйдет на IPO
Тут, видимо, имеет смысл напомнить, что такое ГК: не все знают, что, например, "Роснефть" или РЖД таковыми отнюдь не являются. По закону "О некоммерческих организациях", ГК - это "не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций". До последнего времени на практике ГК почти не встречались, но сейчас как прорвало: менее чем за год такие структуры созданы в авиа- и судостроении, атомной энергетике и на финансовом рынке (Банк развития), по нанотехнологиям и по ЖКХ. Особенности этой организационно-правовой формы таковы. Во-первых, ГК обладает правом собственности на свое имущество (в унитарных предприятиях имущество принадлежит государству, в АО, даже при контрольном госпакете, собственность частная). Во-вторых, на ГК, в отличие от тех же ФГУП, не распространяется прямой контроль правительства; глав ГК, как правило, назначает президент.
Законопроекта по "Ростехнологиям" пока нет ни в одной публичной базе, и судить о нем можно только по пересказам. Говорят, корпорации будет принадлежать сам "Рособоронэкспорт" - и все компании, которыми он владеет. К 2012 году большая часть этих компаний выйдет на IPO. Глава "Рособоронэкспорта" Чемезов, рассказывая о будущей ГК, выражается так: "Госкорпорация - это надежная узда, сдерживающая рыночную стихию в погоне за сверхприбылями даже в ущерб стратегическим интересам страны". В какой степени создание этой ГК воскресит отечественное машиностроение, сегодня судить трудно (с АвтоВАЗом у Чемезова пока не очень получается), - но я, собственно, сегодня даже не об этом именно примере, а о вдруг разбушевавшейся моде. Как-то вдруг ужасно много у государства оказалось "общественно-полезных функций", ради осуществления которых нужно обособить кучку (кучу - кучищу) госсобственности и вывести ее из-под контроля правительства.
Ладно еще, Сочи-2014 - там пусть уж будет ГК. Но вот смотрите: обещанный в новом правительстве комитет по рыболовству еще и не создан, но его предполагаемый начальник уже вовсю рассказывает, какую он из этого комитета замутит ГК. Там в дополнение к обычным прелестям (вы можете себе представить некоммерческое океанское рыболовство? и я не могу) намечено совсем уж чудо: эта его рыбная ГК будет управлять госактивами в промысловом флоте - и сама же будет распределять квоты на вылов в нашей экономической зоне. Говорите, сейчас в отрасли коррупция? Это вы еще не видели нашего завтра! Обычно судья, подыгрывающий одной из команд, все же старается делать это не очень заметно; Госкомрыболовство сделает игрока судьей - и будет шумно гордиться тем, как мужественно отстаивает национальные интересы России в Мировом океане.
В этом ведь все и дело. Идейной основой несуразно нарастающего вала госкорпораций служит неколебимая вера в то, что частный капитал в принципе не способен работать на государственный интерес, на благо большинства населения страны. Эта вера так явно нелепа, так очевидно опровергается взглядом на любой бок глобуса, что вслух ее обычно не исповедуют, но зато действуют в полном с ней согласии. Россия утратила позиции в океанском рыболовстве? Создадим Государственную Корпорацию! В стране очень уж нахально пилят бюджеты на дистрибуции лекарств? Создадим Другую Государственную Корпорацию! С каждым годом все хуже дела с автомобильными дорогами? Даешь Еще Одну Государственную Корпорацию! Я не сочиняю эти примеры - все они из газет за последние дни. Нормальный человек скажет: позвольте, за каким чертом нужна единая - пусть хоть трижды государственная - корпорация для решения сугубо локальных задач? Почему флотилия у берегов Гренландии и флотилия в Японском море, строительство дороги под Тулой и дороги под Хабаровском, доставка инсулина диабетикам в Чите и диабетикам в Брянске должны управляться из одних кабинетов? Да как же вы не понимаете, внушают нам: это же все - государственные проблемы, а значит, и решать их должны государственные структуры. Делать региональные, например дорожные, госфирмочки, которые будут передавать заказы настоящим дорожникам за откат 30-40 процентов, - и весьма неприлично, и не весьма доходно. А вот залудить всероссийского некоммерческого монополиста - и выглядит гораздо пристойнее, и деньги там закрутятся совсем другие, вполне уже политические…
Во всем этом - даже если отвлечься и от гигантских рисков масштабного воровства, и от сомнений в эффективности каждой отдельной ГК - по меньшей мере две серьезнейшие проблемы. Первая: если каждая госкорпорация будет "сдерживать рыночную стихию" в соответствии со своими представлениями о стратегических интересах России, хорошо ли получится? А если они для пущего оной стихии сдерживания учредят (подчеркиваю: вне правительственного контроля) какой-либо симулякр Госплана, не станет ли еще хуже?
Вторая: преувеличивать вероятность разного рода сложностей при трансфере власти в 2008 году не следует, но и недооценивать ее нельзя. Только что все до единого аналитики указали на важность сильного правительства на этапе передачи власти. А как скажется на этом важном факторе столь быстрое возникновение целого архипелага островов полугосударственной собственности, уплывших из-под власти правительства? И как скажется на стабильности при смене президента появление когорты глав госкорпораций - влиятельных лиц, лично президентом назначаемых?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Проект аэропорта Абакан признан лучшим по итогам нацпроекта "Производительность труда"
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ - 80 лет